ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ЖИВО-ПИСАНИЕ КАК ДВА КОНЦЕПТА ВИДЕНИЯ
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-4-166-181
На примере реальной ситуации, однажды разыгравшейся между известным художником и теоретиком искусства Иоханессом Иттеном и его учениками на одном из уроков учебного курса (форкурса) в Баухаусе, в Высшей школе строительства и художественного конструирования, существовавшей в Германии в период с 1919 по 1933 год, выявляется оптическая двойственность визуального поля натюрморта. Задача исследования заключается в прояснении природы двух различных концептов вúдения – изобразительного и живо-писного. Методологическая основа исследования задана философией языка, аналитикой визуальных практик, философией действия, практической философией с элементами кантианской эстетики. В исследовании показано, что изображение как схематизирующий способ репрезентации выполняет роль инструмента вúдения возможных, а не реальных объектов. Напротив, в опыте живо-писания сами действия становятся источником вúдения. В области визуальных практик оно позволяет сместить аналитический приоритет с языковых структур как универсального способа упорядочивания элементов изображения на мир непосредственных практических действий художников, позволяющих им выходить за пределы привычных созерцательных способов репрезентации. В результате анализа выявлены характеристики и отличия изобразительного и живо-писного концептов как двух различных визуальных модусов современной художественной оптики. Сформулированы выводы о роли практического ресурса в реконструкции процесса вúдения как «того, что есть», а не «того, что, возможно, есть». В области визуальных практик важным объектом исследования становится их флюидность, природа которой дает о себе знать в различных живописных аспектах, таких как пластичность, изменчивость, действие, реакция, намерение, состояние, в противовес чисто изобразительным аспектам, таким как созерцание, схема, техника и наблюдение. Процесс живо-писного вúдения напрямую связан с подвижностью той среды, сквозь которую проходит наш взгляд, поэтому особое значение здесь обретает качество самого движения, берущее на себя роль знака происходящих в среде изменений. Соответственно, концепт живо-писания есть чистое намерение, то есть само это действие, тогда как концепт изобразительности есть, скорее, готовый инструмент – схема, для которой наибольшую ценность представляют техника и точность исполнения. Эмоциональная структурированность визуального поля натюрморта не сводится к простым механическим действиям агентов (как это было показано в рисунках учеников Иттена), а проявляет себя как неоднородная динамическая совокупность их живых реакций, способных образовывать не строгие правила репрезентации предметов натюрморта, а тенденции чувственности самих художников. Акцент на практической составляющей визуальности дает интересный материал для междисциплинарных исследований, помогая сконцентрироваться на самом процессе формирования различных типов и форм зримости.
Ключевые слова: живо-писание, изображение, намерение, схема, визуальные практики
Библиография:
Аристотель 2002 – Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования. СПб.: Алетейя ; Киев: Эльга, 2002.
Аристотель 2004 – Аристотель. О чувственном восприятии // Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2004. С. 99–135.
Беньямин 2012 – Беньямин В. Задача переводчика // Беньямин В. Учение о подобии: медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. С. 254–270.
Бергер 2018 – Бергер Дж. Искусство видеть. СПб.: Клаудберри, 2018.
Витгенштейн 1994 – Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы: в 2 ч. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. С. 75–320.
Гурко 2001 – Гурко Е. Нечто, относящееся (относимое) к грамматологии // Деконструкция: тексты и интерпретация. Минск: Экономпресс, 2001. С. 60–93.
Данто 2017 – Данто А. Мир искусства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
Деррида 2000 – Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2000.
Диди-Юберман 2001 – Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб.: Наука, 2001.
Дюв 2012 – Дюв Т. де. Живописный номинализм. Марсель Дюшан, живопись и современность. М.: Институт Гайдара, 2012.
Иттен 2008 – Иттен И. Искусство формы. М.: Д. Аронов, 2008.
Корягин, Петровская 2020 – Корягин К., Петровская Е. Беседы о турбулентности. URL: https://www.youtube.com/watch?v=aZ5JFCm6-TI&ab_channel=EastEast
Кант 1994 – Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
Мерло-Понти 1992 – Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992.
Мишура 2018 – Мишура А. Понятие намерения в философии действия Элизабет Энском // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17, № 2. С. 87–114.
Ролз 2013 – Ролз Дж. Две концепции правил // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12, № 2. С. 16–40.
Тильмен 2019 – Тильмен Б. Пересекая границы / пер. с англ. И. Н. Нехаевой // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 3. С. 119–128.
Юм 1996 – Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1996. Т. 1. С. 53–656.
Anscombe 2000 – Anscombe G. E. M. Intention. Cambridge: Harvard University Press, 2000.
Derrida 1988 – Derrida J. Letter to a Japanese Friend // Derrida and Différence / D. Wood, R. Bernasconi (eds.). Evanston, IL.: Northwestern University Press, 1988. P. 1–5.
Edschmid 1920 – Edschmid K. (Hg.) Tribüne der Kunst und Zeit. Berlin: Erich Reiβ Verlag, 1920. Bd. XIII.
Hacker 2014 – Hacker P. M. S. Two conceptions of language // Erkenntnis. 2014. Vol. 79 (S7). P. 1271–1288.
Haslanger 2018 – Haslanger S. What is a social practice? // Royal Institute of Philosophy Supplement. 2018. № 82. P. 231–247.
Выпуск: 4, 2022
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 166 — 181
Скачиваний: 413
Дополнительная информация: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 22-28-02052, https://www.rscf.ru/project/22-28-02052/ The study was supported by the Russian Science Foundation, Project No. 22-28-02052, https://www.rscf.ru/project/22-28-02052/