КИБЕРСЕМИОТИКА АНАЛИЗА ДАННЫХ В ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-4-9-27
Представлены результаты исследования анализа данных педагогами и их руководителями в условиях цифровой образовательной среды (ЦОС). Планирование исследования базировалось на авторской трактовке пилотного эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды в регионах России, архитектуры данных цифровых образовательных платформ, эволюции поколений киберсемиотических систем аналитики данных и проблемы аналитики данных на цифровых образовательных платформах. Сама трактовка была определена концепцией кибернетики второго порядка. В статье проведено разграничение концептуальных пределов применимости киберсемиотики и постнеклассической семиотики для методологии моделирования массового и элитного образования. Это разграничение позволило акцентировать прагматическую функцию семиотики для анализа визуализированных данных ЦОС. Проведенное исследование зафиксировало дефициты в семиотических компетенциях педагогов для анализа данных при проектировании персонализированного образования и разработки педагогического дизайна конвергентно организованного образовательного контента.
Ключевые слова: анализ образовательных данных, цифровые образовательные платформы, цифровые образовательные среды, сервисы искусственного интеллекта анализа образовательных данных, семиотический анализ данных развития человека и качества образования
Библиография:
Ардашкин, Суровцев 2019 – Ардашкин И. Б., Суровцев В. А. К вопросу об эпистемологии смарт-технологий и их визуализации: ведет ли смарт-образование к смарт-эпистемологии? // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 9–35.
Брызгалина 2020 – Брызгалина Е. В. Социальный запрос на креативность в процессах и (или) в результатах образования: что именно можно измерять? // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. C. 272–277.
Вихман, Ромм 2021 – Вихман В. В., Ромм М. В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 22–32.
Люрья 2020а– Люрья Н. А. Семиотическая диагностика: методология измерения эффективности трансформаций в образовании // Высшее образование в России. 2020. № 11.С. 122–127.
Люрья 2020б – Люрья Н. А. Семиотическое измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. C. 283–287.
Лобова, Понькина 2021 – Лобова С. В., Понькина Е. В. Онлайн-курсы: принять нельзя игнорировать // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 1. С. 23–35.
Лядов 2019 – Лядов Н. П. Киберсемиотика как феномен трансдисциплинарной научной парадигмы // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1 (3). С. 133–139.
Макаренко и др. 2020 – Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Замятина О. М., Минаев Н. Н. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 113–121.
Макаренко и др. 2021 – Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Волчкова И. В., Поздеева С. И., Семенова Н. А. Организация образовательной среды педагогического университета: концепты и сценарий изменений // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 131–138.
Маркелова 2019 – Маркелова Т. В. Знак-прагмема как семиотическая доминанта аксиологического поля // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т. 10, №. 3. С. 581–592.
Мелик-Гайказян И. , Мелик-Гайказян М. 2019 – Мелик-Гайказян И. В., Мелик-Гайказян М. В. Минерва и Янус: символы поклонения визуальным эффектам современного образования // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 172–193.
Мелик-Гайказян 2021 – Мелик-Гайказян И. В. Мысленный эксперимент на оси синтактики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. С. 270–273.
Сошенко 2020 – Сошенко И. И. Университеты в условиях изменений: запрос на социальные инновации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 161–167.
Фиофанова 2022 – Фиофанова О. А. Стандарты цифровой образовательной среды и архитектура данных в образовании // Вестник МГПУ. Сер. Информатика и информатизация образования. 2022. № 1 (59). С. 37–46.
Чошанов 2021 – Чошанов М. А. Дистанционное обучение с позиции наук об учении. Часть 1 // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 33–49.
Brier 2012 – Brier S. Cybersemiotics: A New Foundation for a Transdisciplinary Theory of Consciousness, Cognition, Meaning and Communication // Biosemiotics. Dordrecht: Springer Netherlands, 2012. Vol. 1. С. 97–126.
Fiofanova et al. 2020 – Fiofanova O. A., Panarin A. A., Klimin S. V. The Management Structure of Digital Educational Data Systems and Organizational Approaches to Modeling and Analysis of Educational Data in the Countries of the World // Revista Tempos e Espacos Educacao. 2020. Vol. 13 (32). P. 1–28. DOI: 10.20952/revtee.v13i32.14286
Fiofanova, Toporkova 2020 – Fiofanova O. A., Toporkova E. S. International Analysis of National Databases of Educational Statistics and Analysis of the Technologies Educational Data in Countries of the World // Journal of Advanced Pharmacy Education & Research. 2020. Vol. 10 (3). P. 90–101.
Foerster 2003 – Foerster Н. Understanding Understanding: Essays on Cybernetics and Cognition. Springer, 2003.
Polonnikov et al. 2021 – Polonnikov A. A., Korchalova N. D., Korol D. Y. Visualization of Culture: Educational Implications // Education & Pedagogy Journal. 2021. Vol. 2. P. 18–35. DOI: 10.23951/2782-2575-2021-2-18-35
Выпуск: 4, 2022
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 9 — 27
Скачиваний: 467
Дополнительная информация: Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №19-29-14016 The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research, Project No. 19-29-14016