ВООБРАЖАЯ ОДЕССУ: ЕВРОПЕЙСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ И УБЕЖДЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ Л. ГАРНЕРЕЯ)
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-2-157-171
Историки, как правило, скептически относятся к достоверности визуальной информации, отдавая предпочтение другим источникам, в первую очередь письменным, зачастую забывая о том, что живопись и графика являются продуктом своей эпохи и несут информацию о ней. Эти источники часто наполнены символами, метафорами, иносказаниями. Восприятие живописи и графики «буквально» мешает историку понять глубину их информативных возможностей. К таким насыщенным непрямыми указаниями на историческую действительность и относится раскрашенная акватинта «Вид одесского порта», изданная в Париже в начале 30-х годов ХІХ века по рисунку Л. Гарнерея. «Экспертный» взгляд на работу сразу же формирует заключение о несоответствии изображения той действительности, которую оно отображает, что автоматически зачисляет данную работу в исторические «не источники». В основе публикации лежит структурный анализ сюжета на предмет информационного потенциала его элементов. Выяснено, что анализируемая работа Л. Гарнерея полностью состоит из стаффажа и антуража, имеющих второстепенное значение в других картинах. Исследованы формы и характер информации, которые способны транслировать эти второстепенные элементы. Они представлены в условной (прорисованы контуры объекта) и общей (прорисованы второстепенные, слегка узнаваемые черты объекта) формах. Условная и общая формы способны нести в себе соответственно индексную и символьную информацию. Третий тип – иконическая информация – отсутствует, так как работа Л. Гарнерея основана на воспоминаниях европейцев, в первую очередь моряков, бывавших в Одессе. Выявлено семь элементов сюжета, которые несут индексную и символьную информацию об Одессе. Композиционно они составляют три части – передний план «Мыс Фонтан» (маяк и мыс, гуляющие люди), средний план «Бухта» (корабли, одесский залив) и задний план «Материк» (город, горный массив, бастионы). Информационные возможности акватинты Л. Гарнерея позволяют выявить те стереотипы и убеждения, которые существовали об Одессе в Европе в первой половине ХІХ века. Одесса для европейцев была типичным, но важным средиземноморским городом, имеющим торговое, военное и хозяйственное значение. Основными стереотипами об Одессе были ее локализация в горной местности и чрезмерные фортификации. Собственно одесскими маркерами выступали Свято-Преображенский собор, маяк на мысе Фонтан, а также полиэтничность населения.
Ключевые слова: Одесса, изобразительный источник, информационный потенциал, структура сюжета, стереотип, стаффаж, антураж
Библиография:
Глазков 2013 – Глазков К. Экскурсия по городу: ментальные карты как инструмент изучения образа города // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 117. С. 136–151.
Гурьев 1973 – Гурьев В. С. Идейно-методологические основы культурно-исторической концепции Я. Буркхардта: автореф. дис. … канд. ист. наук. Томск, 1993.
Демидов 1853 – Демидов А. Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году. М.: тип. Александра Семена, 1853.
Киянская, Фельдман 2020 – Киянская О., Фельдман Д. Одесса в публицистике Натальи Логуновой // Вестник РГГУ. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2020. № 6. С. 118–123.
Красножон 2018 – Красножон А. Фортеці та міста північно-західного Причорномор’я (XV–XVIII). Одеса: Чорномор’я, 2016.
Курдюкова 2010 – Курдюкова Д. Город вдали: небесный или земной? Изображение и образ города в нидерландской религиозной живописи XV в. // Вестник Московского университета. Сер. История. 2010. № 3. С. 109–123.
Лекомцева 1972. – Лекомцева М. К анализу смысловой стороны искусства аборигенов Грут-Айленда (Австралия) // Ранние формы искусства: cб. ст. / cост. С. Ю. Неклюдов; отв. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Искусство, 1972. С. 301–319.
Линч К. 1982 – Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982.
Описание 1851 – Описание маяков и знаков Черного и Азовского морей. Николаев: При Черномор. гидрогр. депо, 1851.
Осминская 2017 – Осминская Н. Городские образы в европейском изобразительном искусстве XVII–XVIII вв. и их функция в коммуникативной среде // Артикульт. 2017. № 28 (4). С. 16–35.
Панов 2016 – Панов А. Амбивалентность образа Одессы в репрезентациях русских и американцев в первой трети XIX в. // Вестник РГГУ. Политология. История. Международные отношения.2016. № 2 (4). С. 110–119.
Паустовский 1983 – Паустовский К. Книга скитаний // Паустовский К. Собрание сочинений. М.: Худож. лит., 1983. Т. 5. С. 397–568.
Пивень 2020 – Пивень М. Образы Трои и Карфагена в итальянской книжной миниатюре и декоративной живописи Кватроченто // Искусство Евразии. 2020. № 1 (16). С. 92–104.
Самойлов 2009 – Самойлов Ф. А. Из истории Одесского Кафедрального Спасо-Преображенского собора // Воронцовский сборник. Одесса : Негоциант, 2009. Вып. 2. С. 122–128.
Тэн 1871 – Тэн И. Искусство в Италии и Нидерландах: третий и четвертый ряды лекций, читанных в Еcole des beaux-arts в Париже // Филологические записки. 1871. Вып. 1. С. 175–210.
Філас 2018 – Філас В. М. Візуальне освоєння Північного Причорномор’я останньої чверті XVIII – середини ХІХ ст.: джерелознавчий аналіз. Запоріжжя: Вид-во Хортицької національної академії, 2018.
Янченков 2012 – Янченков В. В. Антураж и стаффаж: методические указания к курсовому проектированию. Томск: Изд-во Том. гос. арх.-строит. ун-та, 2012.
Garneray 1851 – Garneray L. Voyages de Louis Garneray... Aventures et combats. Paris, 1851.
Wikoff 1880 – Wikoff H. The Reminiscences of an Idler. New York, 1880.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 157 — 171
Скачиваний: 595