СИНТАГМЫ СЮЖЕТНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ РЕКРЕАЦИИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-1-103-126
Статья посвящена семиотическому анализу экстерьерного пространства на примере Парка современной скульптуры дворика филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Актуальность дискурса заключается в том, что культурно-семиотическое описание университетского пространства может стать импульсом для подобных локальных исследований первого уровня, а на основе проанализированного эмпирического материала могут быть выведены культурно-семиотические константы университетского пространства, а также структура социальной и культурной памяти (второй уровень). Авторы статьи опираются на семиотические методы исследования. Анализируются не только семантические и прагматические аспекты организации пространства как целостного текста, но и проявляющиеся синтагматические цепочки или траектории. Особое место уделяется утилитарным функциям некоторых скульптур. Эмпирический материал описан также с типологической точки зрения и кластеризован по различным параметрам, темам, траекториям: скульптуры представителей культуры, литературных героев, транснациональные скульптуры, учёные и философы, прагматичные скульптуры, скульптуры как индикаторы факультетов и кабинетов, религиозные скульптуры, осмысление времени и истории в парке, исторические скульптуры, прагматика парка. Типологизация эмпирического материла показывает структурные и тематические контуры пространства, выявляются важные маркеры социальной памяти и важность их мультипликации, передачи следующему поколению. Анализ эмпирического материала показал, что университетский парк семантически и прагматически нагружен: каждая скульптура становится объектом расшифровки и осмысления реципиентов. Каждое поколение студентов, знакомясь с социальной, культурной и исторической памятью, формирует свои традиции, продуктом которых являются также «суеверные» памятники, приносящие удачу. Университетский парк становится пространством отдыха, романтических встреч и интеллектуального познания. Благодаря «вдохновителям-авторам» (Богданов, Аветисян) он стал «интерьерным» пространством на пленэре, овеществлённым примером концепции «обучение–воспитание». Кроме того, культурные артефакты придают университетскому пространству новую функцию – музея под открытым небом, в котором акцентируются не только различные культурные и религиозные пласты, но и исторические события. Закодированные культурные, исторические, религиозные ценности становятся важными константами «мягкой силы» (soft power) для моделирования национальной, культурной и политической идентичности, которая в экстренных (военных) ситуациях проявляется в чувстве патриотизма.
Ключевые слова: Санкт-Петербург, аксиология городского пространства, университет, университетское пространство, прагматика парка, памятники культуры, семантика скульптур, прагматика скульптур, социальная память, культурная память, историческая память
Библиография:
Аванесов 2018 – Аванесов С. С. Городское пространство как антропологический феномен // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 2. С. 10–31.
Аванесов 2019 – Аванесов С. С. Университет и формирование урбанистической реальности // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 268–276.
Аветисян 2004 – Арсен Аветисян. Скульптор: альбом. М., 2004. 82 с.
Аветисян 2009 – Альберт Аветисян. Скульптура: Альбом. СПб., 2009. 47 с.
Богданов, Лутовинова 2002 – Богданов С. И., Лутовинова И. С. Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета: материалы к истории факультета. СПб.: Фил. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. 567 с.
Бояркина, Симян 2020 – Бояркина A. В., Симян T. С. Университетская «мифология» и микротопонимика интерьерного пространства (на примере филологического факультета СПбГУ) // Сюжетология и сюжетография. 2020. № 1. С. 239–259.
Довлатов 2019 – Довлатов С. Чемодан. СПб.: Азбука, 2019. 160 с.
Ендольцев 2002 – Ендольцев Ю. А. «Дворец Петра II» (Университетская набережная, 11): события и люди. СПб.: Искусство России, 2002. 68 с.
Литвак 2011 – Литвак М. Е. Психологическое айкидо. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 217 с.
Лихачёв 1998 – Лихачёв Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М.: Согласие, 1998. 356 с.
Ортега-и-Гассет 2005 – Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / пер. с исп. М. Н. Голубевой. Минск: Белорус. гос. ун-т, 2005. 104 с.
Симян 2020 а – Симян Т. С. Визуализация христианских ценностей в интерьере и экстерьере Ереванского государственного университета (на примере теологического факультета) // Визуальная теология. 2020. № 1. С. 84–99.
Симян 2020 б – Симян Т. С. Семиотическое пространство центрального корпуса Ереванского государственного университета: интерьер и экстерьер // Человек в социокультурном измерении. 2020. № 2. С. 4–12.
Симян 2021 – Симян Т. С. Ереванский государственный университет: семиотика пространства, интеллектуальный ландшафт, социальная память. Ереван: Изд-во ЕГУ, 2021. 102 с.
Фарыно 2017 – Фарыно Е. Бегемотиха – улитка – ухо // Культура и текст. 2017. № 2. С. 7–46.
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 103 — 126
Скачиваний: 625