ВИЗУАЛЬНАЯ АКСИОЛОГИЯ ПОСТ-КИЕВСКОЙ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2022-1-24-40
Исследуется аксиологическая трансформация ведущей градостроительной модели русского Средневековья во второй половине XII века. Показано, что строительная программа Андрея Боголюбского, призванная решить задачу архитектурного оформления идеи приоритета Владимира над Киевом, обусловила ориентацию на западные архитектурные образцы, претерпевшие тем не менее очевидную адаптацию к сложившейся русско-византийской художественной традиции. Выражая вполне определённые идеологические приоритеты князя и княжества, городская среда Владимира приобрела визуально фиксированную аксиологическую окраску. Эта новая для Руси аксиология свидетельствует о начавшейся трансформации исходной русской градостроительной модели: перенос святости постепенно теряет свой исключительный культурно-семиотический смысл, приобретая подчёркнутый политический акцент. Именно поэтому город-прототип, потеряв свой сакральный характер, утрачивает и свою прежнюю ценность, а следовательно, подлежит безжалостному уничтожению. Целенаправленная, осмысленная попытка князя Андрея отнять у Киева характер и функцию «Иерусалима», построить новый город как альтернативу старому сакральному центру демонстрирует начавшуюся деструкцию иерусалимской урбанистической матрицы и закладывает первоначальное основание под будущую теорию «третьего Рима».
Ключевые слова: средневековый урбанизм, аксиология города, русские градостроительные модели, сакральная семиотика городского пространства, Северо-Восточная Русь, Владимир, Андрей Боголюбский, романская архитектура, «третий Рим»
Библиография:
Аванесов 2017 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (3). Семантика интерьера Софийского собора // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 2 (12). С. 30–78.
Аверьянова 2002 – Аверьянова Ю. В. Отражение софийной идеи домостроительства в «Повести об убиении Андрея Боголюбского» // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2002. № 1 (7). С. 90–94.
Арутюнова-Фиданян 2019 – Арутюнова-Фиданян В. А. Контакты древней Руси и Армении. Начало // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. III, Филология. 2019. Вып. 61. С. 11–27.
Бондаренко 2017 – Бондаренко И. А. Теория в истории архитектуры и градостроительства. СПб.: Коло, 2017.
Вагнер 1980 – Вагнер Г. К. Старые русские города. М.: Искусство, 1980.
Вагнер 1988 – Вагнер Г. К. Архитектурная программа Андрея Боголюбского // Древности славян и Руси. М.: Наука, 1988. С. 198–201.
Воронин 1961 – Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХII–ХV веков. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. Т. 1: ХII столетие.
Воронин 1967 – Воронин Н. Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. М. : Искусство, 1967.
Воскобойников 2014 – Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство (300–1300): очерк христианской культуры Запада. М.: Новое лит. обозрение, 2014.
Гуляницкий 1993 – Древнерусское градостроительство Х–ХV веков / общ. ред. Н. Ф. Гуляницкого. М.: Стройиздат, 1993.
Иоаннисян 1985 – Иоаннисян О. М. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XIII вв. // Дубов И. В. Города, величеством сияющие. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1985. С. 140–180.
Карпов 2015 – Карпов А. Ю. Владимир Святой. М.: Молодая гвардия, 2015. (Жизнь замечательных людей).
Комеч 1997 – Комеч А. И. Архитектура Ломбардии и Верхнего Рейна XI–XII вв. (К проблемам русской «романики») // Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура. СПб., 1997. С. 14–15.
Комеч 2002 – Комеч А. И. Архитектура Владимира 1150–1180-х гг. Художественная природа и генезис «русской романики» // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 231–254.
Кудрявцева 1975 – Кудрявцева Т. П. К вопросу о «романских» влияниях во владимиро-суздальском зодчестве // Архитектурное наследство. М.: Стройиздат, 1975. Вып. 23. С. 30–36.
Максимов 1976 – Максимов П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М.: Стройиздат, 1976.
Маммаев 2009 – Маммаев М. М. Дагестан и Владимиро-Суздальская Русь: к вопросу о сюжетно-тематическом параллелизме в искусстве // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2009. № 3. С. 85–113.
Насонов 1950 – Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / под ред. А. Н. Насонова. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950.
ПСРЛ 1846 – Полное собрание русских летописей. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1846. Т. I.
ПСРЛ 1862 – Полное собрание русских летописей. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1862. Т. IX.
Раппопорт 1986 – Раппопорт П. А. Зодчество древней Руси. Л.: Наука, 1986.
Седов 2014 – Седов Вл. В. Боголюбовский киворий и его византийские аналоги // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. М., Ярославль: Филигрань, 2014. С. 110–111.
Седов 2017 – Седов Вл. В. Боголюбовский киворий: фиал и проблема интерпретации комплекса // Святая вода в иеротопии и иконографии христианского мира / ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Феория, 2017. С. 397–414.
Солнцев 2012 – Солнцев Н. И. Концепт «Нового Иерусалима» в строительной инициативе Андрея Боголюбского // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 4 (1). С. 275–281.
Солнцев 2016 – Солнцев Н. И. К вопросу об обосновании причин создания архитектурного комплекса во Владимире-на-Клязьме // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 3. С. 86–92.
Халпахчьян 1977 – Халпахчьян О. Х. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении. М.: Стройиздат, 1977.
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 24 — 40
Скачиваний: 680