ОБРАЗ РОССИИ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ВИЗУАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-2-110-129
В статье исследуются психологические и социально-политические особенности молодого поколения россиян, определяющие основные черты, пути и способы формирования гражданского самосознания молодежи. Категория «гражданское самосознание» понимается как комплекс ценностных, когнитивных, рефлексивных, мотивационных и эмоциональных особенностей личности, определяющих ее устойчивую и осознанную самоидентификацию в качестве гражданина и выражающихся в ее взаимоотношении с государством и обществом. Структурно-содержательные характеристики образа России в сознании молодежи даны с позиций теории политического восприятия и разработок политических психологов в области изучения политического сознания молодежи, различных положений теории идентичности в аспекте понимания гражданской идентичности как основы политического самоопределения индивида. Присущий современной молодежи образ России (комплекс представлений о ней как стране и государстве) исследуется в его визуальном измерении – через рисунки молодых людей, репрезентирующие их представления о России в виде изображений. В исследовании использована проективная рисуночная методика «Россия в виде дома», которая, как и любая другая подобная диагностическая техника, направлена на выявление глубинных и слабо осознаваемых особенностей восприятия окружающей действительности и себя в этом мире. Основное внимание уделено смысловому содержанию представленных в рисунках сюжетов, их символическому наполнению, эмоциональному знаку изображений. Обобщение данных осуществлялось по параметрам когнитивной сложности и конгруэнтности образов. Целевую группу исследования составили молодые российские граждане в возрасте от 15 до 30 лет в рамках трех возрастных групп: 15–17 лет, 18–23 лет, 24–30 лет. В ходе исследования было собрано и проанализировано 540 рисунков (по 180 рисунков респондентов каждой возрастной группы) в Москве и Санкт-Петербурге, в Краснодарском и Приморском краях, в Московской, Тверской, Липецкой, Омской областях, в республиках Крым и Северная Осетия – Алания (не менее 50 рисунков в каждом регионе). По результатам исследования выделены как общие тенденции восприятия страны, определяющие гражданскую идентичность молодежи, так и особенности образа России у разных возрастных групп в структуре молодого поколения. Выделены несколько взаимосвязанных направлений (контуров) структурирования образа своей страны, включающих в себя разные аспекты представлений о России молодых россиян: личностно-эмоциональный, властно-государственный, цивилизационный. Отмечено, что наибольшие сложности формирования гражданской идентичности проявляются у младшей возрастной группы исследуемых россиян. Рассмотрение образа страны в структуре гражданского самосознания молодежи на визуальных данных – материалах проективных рисунков – позволило подтвердить наличие зависимости гражданской идентичности от соотнесения молодыми людьми себя с воспринимаемой общностью – Россией как социокультурным и политическим образованием. Сделан вывод о том, что использование визуальных методов в исследованиях молодежи представляется перспективным в том числе в силу особого «клипового» характера восприятия ею социально-политической реальности и значительной роли визуальных средств в ее коммуникации в социальной среде и виртуальном пространстве.
Ключевые слова: образ России, гражданское самосознание молодежи, поколение миллениалов (Y), поколение хоумлендеров (Z), гражданская идентичность, политико-психологический подход, визуальные методы
Библиография:
Алмазова, Чернявская 2010 – Алмазова Н. И., Чернявская В. Е. Коммуникация в поликодовом пространстве: лингвосемиотический и дидактический аспекты // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (Общество. Коммуникация. Образование). 2010. № 105. C. 173–177.
Артамонова 2017 – Артамонова Е. Г. Подростки «цифрового поколения»: штрихи к портрету // Образование личности. 2017. № 4. С. 28–34.
Браун, Аркузин 2017 – Браун О. А., Аркузин М. Г. Подходы к определению и структурно-содержательные характеристики понятия «гражданское самосознание личности» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 176–180.
Воскресенский, Рабош, Сунягина 2018 – Воскресенский А. А., Рабош В. А., Сунягина А. Г. Постматериальные ценности поколения Z на пути к обществу знаний – к постановке проблемы // Общество. Среда. Развитие. 2018. № 1. С. 84–87.
Евгеньева, Селезнева 2017 – Евгеньева Т. В., Селезнева А. В. Трансформация национально-государственной идентичности российской молодежи в постсоветский период: ценностные основания и символические репрезентации // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз.2017. № 4. С. 48–64.
Евгеньева, Титов 2010 – Евгеньева Т. В., Титов В. В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи // Полис. Политические исследования. 2010. № 4. С. 122–134.
О Стратегии 2015 – О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html
Об утверждении 2017 – Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования // Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017). URL: http://base.garant.ru/70188902/
Психология политического восприятия 2012 – Психология политического восприятия в современной России / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: РОССПЭН. 2012. 423 с.
Малахов 2012 – Малахов В. С. Вообразить «народ» // Отечественные записки. 2012. № 2 (47). С. 283–295.
Марченко 2017 – Марченко А. В. Применение проективных методик в маркетинговых исследованиях // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2017. №1 (7). С. 86–98.
Мельникова, Мезенцева 2018 – Мельникова О. Т., Мезенцева А. С. Визуальные методы в социально-психологическом исследовании // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 42–52. https://doi.org/10.17759/sps.2018090305
Селезнева 2013 – Селезнева А. В. Политико-психологические особенности политического сознания современной российской молодежи // Вестник Томского университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3. С. 128–136.
Самаркина 2011 – Самаркина И.В. Молодежь и формирование ее политической картины мира в современных социально-гуманитарных исследованиях // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 17–21.
Селезнева, Сафошкина 2020 – Селезнева А. В., Сафошкина Е. А. Эмоциональный компонент гражданственности российских старшеклассников: политико-психологический анализ // Русская политология. 2020. № 1. С. 26–35.
Семененко, Лапкин, Пантин 2010 – Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И. Идентичность в системе координат мирового развития // Полис. Политические исследования. 2010. № 3. С. 40–59.
Смулькина 2020 – Смулькина Н. В. Представления россиян о роли избирателя в электоральном процессе: опыт применения проективных техник в политическом исследовании // Русская политология. 2020. № 1 (14). С. 110–119.
Палитай, Селезнева 2019 – Палитай И. С., Селезнева А. В. Восприятие своей страны российской молодежью: ценностно-символический и политико-культурный аспекты // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки (Общество. Коммуникация. Образование). 2019. Т. 10, № 2. С. 123–135. https://doi.org/10.18721/JHSS.10211
Палитай 2016 – Палитай И. С. Методология политико-психологического исследования массового политического сознания в трансформирующихся обществах // Политическая наука. 2016. Спецвыпуск. С. 193–203.
Радаев 2019 – Радаев В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2019. 224 с.
Фокина 2010 – Фокина И. В. Ценностные ориентации и гражданское самосознание молодежи как взаимодетерминирующие психологические феномены // Система ценностей современного общества. 2010. № 16. С. 240–245.
Чупров, Зубок 2010 – Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социология молодежи: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. 336 с.
Abdelal, Herrera, Johnston, McDermont 2006 – Abdelal R., Herrera Y., Johnston A. I., and McDermont R. Identity as a Variable // Perspectives on Politics. 2006. Vol. 4, No 4. pp. 695–711. https://doi.org/10.1017/S1537592706060440
Bodenhausen, Morales 2013 – Bodenhausen G.V., Morales J.R. Social cognition and perception. In I. Weiner (Ed.) Handbook of psychology. Hoboken, NJ: Wiley. 2nd ed. pр. 225–246.
Herrmann 2013 – Herrmann R. Perception and Image Theory in International Relations. In D.O. Sears, L. Huddy, R. Jervis (Ed.) Oxford Handbook of Political Psychology. New York: Oxford University Press, 2013. pр. 334-363.
Howe, Strauss 1991 – Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991. 538 р.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск №2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 110 — 129
Скачиваний: 1060
Дополнительная информация: Исследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ РФ в рамках научного проекта № МД-1966.2020.6 «Национальное и гражданское самосознание современной российской молодежи в условиях социокультурных угроз: политико-психологический анализ» (соглашение № 075-15-2020-220 от 23.03.2020)