Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 08.12.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №2 РОЛЬ КЛИШЕ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ АУДИОВИЗУАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

РОЛЬ КЛИШЕ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ АУДИОВИЗУАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Константинов Михаэль Владимирович

DOI: 10.23951/2312-7899-2021-2-43-62

Информация об авторе:

Константинов Михаэль, Хайфский Университет. PhD, Постдокторант кафедры Иврита и сравнительной литературы.Barukh Duvdevani St. 36, Jerusalem, 9116002, Израиль. E-mail: mih112344@gmail.com

В данном исследовании анализируется роль клише в современных цифровых аудиовизуальных искусствах. Клише в искусстве может определяться как формула. Основываясь на подходе к формульности Джона Кавелти и Юрия Лотмана, мы анализируем роль клише в формировании виртуального пространства и гиперреального вымышленного мира, которые являются характерной особенностью культурной парадигмы постмодернистского общества. Так как клише играет важную роль в современной массовой культуре, мы приводим данные исследователя цифровой визуальной культуры Льва Мановича, который анализирует цифровую составляющую в цифровом аудиовизуальном медиуме. Тем самым впервые мы связываем подход Кавелти и Мановича в анализе современного цифрового аудиовизуального искусства. Говоря о цифровой составляющей в искусстве, следует упомянуть ее важную характеристику, которой является интерфейс, определяемый нами как формульное построение. Клише в современном искусстве является одним из главных структурных элементов художественного произведения, который влияет на эстетическую форму и содержание аудиовизуального произведения. При помощи клише мы создаем виртуальные и гиперреальные миры, которые помогают зрителю почувствовать эскапистские чувства и погрузиться в эти вымышленные миры. Также клише дает нам возможность увидеть новое в уже знакомом при восприятии искусства. Видение «нового в уже знакомом» мы определяем как прием «остранения» Виктора Шкловского. Перечисленные свойства клише проявляются во всех цифровых современных аудиовизуальных искусствах кино, видеоигры, видеоарта и видеоинсталляции, примеры которых мы приводим в нашем исследовании.

Ключевые слова: клише, формула, формульность, Кавелти, Лотман, массовое искусство, аудиовизуальное искусство, гиперреализм, Бодрийяр, постмодернизм, виртуальное пространство, Манович

Библиография:

Aronson 2003 – Aronson, O. Metacinema. Moscow, 2003. In Russian.

Aronson 2013 – Aronson, O. Cinema is now a kind of icon of the secularized world. Theory & practice. 2013. Vol. 4. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/6766-aronson (дата обращения: 01.10.2020). In Russian.

Baudrillard 1993 – Baudrillard, Jean. Symbolic Exchange and Death. London. 1993. English transl.

Cawelti 1976 – Cawelti John G. Adventure, mystery and romance: Formula stories as art and popular culture. Chicago. 1976.

Deleuze 1986 – Deleuze G. Cinema 1. The Movement-Image. Minneapolis. 1986. English transl.

Deleuze 1989 – Deleuze G. Cinema 2. The Time-Image. Minneapolis. 1989. English transl.

Eco 1984 – Eco, Umberto. Role of the Reader: Explorations in the Semiotics of Texts. Indiana University Press. 1984.

Geusa 2005 – Geusa, A. Video production and art community. Historical parallels between the USA and Russia. Moscow Art Magazine. 2005. Vol. 58/59. URL: http://xz.gif.ru/numbers/58-59/videotvorchestvo/view_print (дата обращения: 01.10.2020). In Russian.

Jameson 1983 – Jameson, Fredric. Postmodernism and consumer society. Hal Foster (Ed.), The Anti-Aesthetic: Essays on Postmodern Culture. Washington. 1983.

Lord 1971 – Lord, Albert B. - The Singer of Tales. Harvard University Press. 1960.

Lotman 1977 – Lotman, J. The Structure of the Artistic Text. Michigan. 1977. English transl.

Lotman, Tsivyan 1984 – Lotman, J. Tsivyan, J. SVD: genre of melodrama and history. Tynyanovsky collection. The first Tynyanov readings. Vol. 1. Riga. 1984. pp. 46–78.

Lotman, Uspensky 1998 – Lotman, J. Uspensky, B. Convention in Art. In Lotman, J. On Art. S. Petersburg. 1998. pp. 374–377.

Manovich 2012 – Manovich, Lev. Media After Software. New York. 2012. URL: https://www.academia.edu/9812905/Media_After_Software (дата обращения: 01.10.2020).

Parry 1971 – Parry,M. Studies in the Epic Technique of Oral Verse-Making. I. Homer and Homeric Style (HS). The making of Homeric verse: the collected papers of Milman Parry. Oxford. 1971. pp. 266–324.

Propp 1984 – Propp, Vladimir. Folklore and Reality // Propp, Vladimir. Theory and History of Folklore / University of Minnesota Press, 1984, pp. 16–38 . English transl.

Tarantino 1994 – Tarantino, Quentin. Interview. Empire Vol. 65. Nov 1994. pp. 86-89.

Zvyagintsev 2014 – Zvyagintsev, A. The social dimension in my new films is not a strategy – interviews. Colta – Internet Magazine. 17.04.2014. URL: https://www.colta.ru/articles/cinema/2936-andrey-zvyagintsev-sotsialnoe-izmerenie-v-moih-novyh-filmah-ne-strategiya (дата обращения: 01.10.2020).

konstantinov_m._v._43_62_2_28_2021.pdf ( 1.02 MB ) konstantinov_m._v._43_62_2_28_2021.zip ( 1020 kB )

Выпуск: 2, 2021

Серия выпуска: Выпуск №2

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 43 — 62

Скачиваний: 1523

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ