Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 07.12.2025
Главная Выпуски журнала 2021 Год Выпуск №2 ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТОГРАФИЯ: КАРТА КАК ПАРАТЕКСТУАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В АНГЛИЙСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТОГРАФИЯ: КАРТА КАК ПАРАТЕКСТУАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В АНГЛИЙСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Иванкива Марина Владимировна

DOI: 10.23951/2312-7899-2021-2-28-42

Информация об авторе:

Иванкива Марина Владимировна, Санкт-Петербургский государственный университет. Филологический факультет. Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры истории зарубежных литератур. Университетская наб., 11, Санкт-Петербург, 199034, Россия. E-mail: marina.ivankiva@gmail.com

Объект исследования данной статьи – литературная карта как визуальный элемент детской книги на рубеже XIX–XX веков – малоизученная область визуальной культуры детства. Карта становится важной составляющей визуальной культуры детства во второй половине XIX века. Целью исследования было проследить становление картографической традиции в детской литературе Великобритании. Для достижения поставленной цели потребовалось, во-первых, изучить ведущие современные направления в изучении литературной карты. Во-вторых, сформировать терминологический аппарат для описания карты как документального и эстетического объекта в рамках литературного произведения, который в силу малой изученности отсутствует в русском языке. В-третьих, описать пять литературных карт из классических произведений британской детской литературы Золотого периода в их взаимодействии с текстом. В результате работы автор приходит к выводу, что, являясь важным паратекстуальным элементом детской книги, эти карты представляют различные типы взаимодействия с основным текстом: карта-сюжет, карта-документ эпохи, карта-рассказчик, карта-память.

Ключевые слова: литературная карта, паратекст, иллюстрация, детская литература, визуальная культура, Золотой век английской детской литературы

Библиография:

Берлянт 2002 – Берлянт А.М. Картография. М.: Аспект Пресс. 2002.

Кунтина 2020 – Кунтина A. Вини-Пух в советских книжках. URL: https://www.culture.ru/materials/253032/vinni-pukh-v-sovetskikh-knizhkakh (дата обращения: 25.02.2021).

Орлова 2008 – Орлова Г. Советская картография в сталинскую эпоху: детская версия // Интерлос. 2008. № 2. URL: http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz_58/2392-sovetskaja-kartografija-v-stalinskuju.html (дата обращения: 25.02.2021).

Стивенсон 1999 – Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ. М.: Терра. 1999.

Barrie 1991 – Barrie J.M. Peter Pan In Kensington Gardens. Oxford University Press, 1991.

Barrie 2000 – Barrie J.M. Farewell Miss Julie Logan: A Barrie Omnibus. Canongare Classics. 2000.

Carroll 2012 – Carroll, J.S. Landscape in Children’s Literature. New York: Routledge. 2012.

Cuttet-Mackenzie 2011 – Cuttet-Mackenzie A., Payne P. G., Reid A. Experiencing Environment and Place through Children’s Literature. New York: Routledge. 2011.

Desmarais 2017 – Desmarais J. The Wind in the Willows. The Literary Encyclopedia. URL: https://www.literaryencyclopaedia.com/php/sworks.php?rec=true&UID=13229 (дата обращения: 25.02.2021).

Doughty, Thompson 2005 – Doughty T., Thompson, Knowing D. Their Place? Identity and Space in Children’s Literature. New Castle upon Tyne: Cambridge Scholars. 2011.

Druker 2012 – Druker E. Mapping absence: Maps as meta-artistic discourse in literature. Visualizing Law and Authority: Essays on Legal Aesthetics, Leif Dahlberg. New York NY: De Gruyter. 2012. pp. 114–125.

Goga, Kümmerling-Meibauer 2017 – Goga N., Kümmerling-Meibauer B. Maps and Mapping in Children’s Literature. Landscapes, seascapes and cityscapes. John Benjamins Publishing Company. 2017.

Grahame 1983 – Graham K. The Wind in the Willows. Scribner, 1983.

Hammond 1984 – Hammond J.R. A Robert Louis Stevenson Companion, Palgrave Macmillan Literary Companions. London: Palgrave Macmillan.

Kipling 1942 – Kipling R. Kim. MacMillan and Co. Ltd, London, 1942.

Kümmerling-Meibauer, Meibauer 2013 – Kümmerling-Meibauer B., Meibauer J. Towards a cognitive theory of picturebooks. International Research in Children’s Literature. 2013. 6. pp. 143-160.

Lowne 2018 – Lowne, C. Winnie-the-Pooh. Encyclopedia Britannica. URL:

https://www.britannica.com/topic/Winnie-the-Pooh-childrens-stories-by-Milne (дата обращения: 25.02.2021).

Massey 2005 – Massey D. For Space. London: Sage. 2005.

Mendlesohn 2008 – Mendlesohn, F. Rhethorics of Fantasy. Middletown CT: Wesleyan. 2008.

Mitchell 2011 – Mitchell P. Cartographic Strategies of Postmodernity. The Figure of the map in Contemporary Theory and Fiction. New York: Routledge. 2011.

Nikalajeva, Scott 2000 – Nikolajeva M., Сarole S. The Dynamics of Picturebook Communication. Children’s Literature in Education, Vol. 31, No. 4, 2000. pp. 225-239.

Pavlik 2010 – Pavlik A. A special kind of reading game: Maps in children’s literature. International Research in Children’s Literature. 2010. 3(1). pp. 28–43.

Philips 1994 – Phillips R. Mapping Men&Empire. A Geography of Adventure. London: Routledge. 1994.

Ranson 1995 – Ranson C. Cartography in Children’s Literature. Sustaining the Vision. Selected Papers from the Annual Conference of the International Association of School Librarianship. 1995. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED400859.pdf (дата обращения: 25.02.2021).

Stevenson 1896 – Stevenson R.L My first book: Treasure island. URL: https://digital.nls.uk/99381994 (дата обращения: 25.02.2021).

ivankiva_m._v._28_42_2_28_2021.pdf ( 2.01 MB ) ivankiva_m._v._28_42_2_28_2021.zip ( 2 MB )

Выпуск: 2, 2021

Серия выпуска: Выпуск №2

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 28 — 42

Скачиваний: 1735

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ