Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 06.12.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №4 АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОНЕНТА ОБРАЗА ГОРОДА В ГОРОДСКОМ ПЕЙЗАЖЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКА)
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОНЕНТА ОБРАЗА ГОРОДА В ГОРОДСКОМ ПЕЙЗАЖЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКА)

Горелова Юлия Робертовна, Маматулина Александра Мартановна

DOI: 10.23951/2312-7899-2020-4-41-74

Информация об авторе:

Горелова Юлия Робертовна, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Кандидат исторических наук, доцент. Пр. Мира, 5, Омск, 644080 Россия. E-mail: gorelovaj@mail.ru Маматулина Александра Мартановна, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет. Преподаватель кафедры архитектурно-конструктивного проектирования. Пр. Мира, 5, Омск, 644080 Россия. E-mail: alexandra-mamatulina@rambler.ru

Данная статья посвящена исследованию отражения образных характеристик архитектурной среды города в пейзажах художников. Анализируя индивидуальные образные интерпретации разных художников, авторы предпринимают попытку обозначить общие тенденции в отображении архитектурной составляющей городского текста в целом и в частности его отдельных элементов (архитектурных объектов и пространств) в изобразительном искусстве. При этом авторами актуализируется внимание на специфике отображения различных типов городских пространств как публичных, так и камерных. При анализе публичных пространств центральной части города, формирующих «парадный портрет города», основное внимание уделяется отражению образов так называемых «визитных карточек»: наиболее значимых в семиотическом отношении архитектурных объектов и пространств, формирующих позитивный и презентабельный образ города. Некоторые фрагменты городского пространства выступают излюбленными мотивами городских пейзажей, написанных омскими художниками. Именно эти пространства воспринимаются жителями в качестве визитных карточек города и представляют собой наиболее значимые в семиотическом отношении фрагменты городского текста. В Омске, несомненно, к таким ключевым пространствам и объектам следует отнести архитектурные ансамбли ул. Ленина (Любинский проспект) и ул. Тарской, ансамбли Соборной и Никольской площадей, здания Драматического театра, Серафимо-Алексеевской часовни и Речного вокзала и др. Можно констатировать наличие излюбленных ракурсов при изображении архитектурных пространств центральной части Омска. Одним из таких является вид из окон Дома художников на реку Омь, мост и перспективу Любинского проспекта на противоположном берегу реки. Изображение Любинского у разных художников отличается не только выбором ракурса, а более настроением и своим отношением к данному пространству. Некоторые художники в своих работах выходят на глубокий уровень философского осмысления пространства, другие – показывают его будничным и обыденным. Камерные пейзажи, как правило, изображают фрагменты городской среды, относительно изолированные от центральных городских публичных пространств. К таким можно отнести дворы, арки и др. Камерным пространствам характерна близость, интимность. Большинство камерных пространств являются анонимными. Самым ярким примером камерного городского пространства являются дворы. Мотив строчной рядовой многоэтажной застройки, характерный для большинства городских окраин, также находит отражение в работах омских художников. У некоторых художников образ окраины передается как пустынное пространство, где высотная застройка перемежается с пустынными пространствами. Другой вариант осмысления данного образа предполагает трактовку окраины как пространства привычного, обжитого, наполненного утилитарными функциями и обустроенного людьми под свои нужды.

Ключевые слова: образ города, образ архитектурной среды, пейзаж, знаковые пространства и объекты, публичные пространства, камерные пространства

Библиография:

Аванесов 2017 – Аванесов С.С. Томск: визуальное конструирование локальных городских пространств // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 1 (11). С. 44.

Аванесов 2018 – Аванесов С.С. Городское пространство как антропологический феномен // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 2 (16). С. 11.

Arnheim1994 – Arnheim R. New Essays on the Psychology of Art. Transl. into Russian by G. E. Kreidlin. Moscow 1994.

Бабикова 2006 – Бабикова Т.В. Городской пейзаж и основные тенденции в решении образа города // Декабрьские диалоги: материалы научной конференции, посвященной памятиФ. В. Мелехина. Омск, 2006. С. 25.

Горелова 2016 – Горелова Ю.Р. Пространство как ключевая категория архитектурной теории // Вестник СибАДИ. 2016. № 6. URL: https://doi.org/10.26518/2071-7296-2016-6(52)-54-61

Горелова 2017 – Горелова Ю.Р.Образ Омска в представлениях горожан // Культурное пространство русского мира. 2017. № 1. URL: http://www.omsu.ru/science/nauchnye-izdaniya-omgu/nauchnaya-periodika/kprm/

Горелова 2017 – Горелова Ю.Р.Историческая память и потенциал искусства как ресурсы формирования позитивного образа в представлениях горожан // Четвертые Ядринцевские чтения. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Революции и Гражданской войны в России (30–31 октября 2017). Омск: ОГИК музей, 2017. С. 469.

Горелова, Межевикин 2017 – Горелова Ю.Р. Межевикин И.В. Социокультурное пространство города: проблема зонирования городских территорий в восприятии горожан // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 2 (15). URL: http://www.omgpu.ru/nauchnyj-zhurnal

Горелова 2018 – Горелова Ю.Р. Город как концепт и визуально-художественный образ // Урбанистика. 2018. № 1. С.74–89. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_24086.html

Gold 1990 – Gold D. Psychology and geography. Transl. into Russian by S. V. Fedulova. Moscow 1990.

Гурьянова 2011 – Гурьянова Г.Г. Неутомимый поиск красоты. Геймран Баймуханов // Русская галерея. 2011. № 5. С. 27.

Иконников 2006 – Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве : монография. М. : URSS, 2006. С. 349.

Каганов 1989 – Каганов Г.З. К вопросу об образе среды // Городская среда : сб. материалов Всесоюзной науч. конф. ВНИИТАГ и СА ССР. М., 1989. Ч. 1. С.17–21.

Логвиненко – Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М. : МГУ, 1985. С. 223.

Lofland – Lofland Lyn H. World of Strangers: Order and Action in Urban Public Space Basic Books, 1973. P. 223.

Петренко 1983 – Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М. : Изд-во МГУ, 1983. С. 176.Нехвядович 2013 – Нехвядович Л.И. Пейзажная живопись Алтая второй половины ХХ века : учеб. пособие. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. С. 44.

Омская организация союза художников России. Альбом-справочник / ООО ВТОО «Союз художников России». Омск : «Издательско-полиграфический комплекс «Омскбланкиздат», 2004. С. 343.

Першина 2000 – Першина Л. Надо сохранять красоту, оставленную нам в наследство // Новое обозрение. 2000. № 33. С. 7.

Федоров, Федоров, Коротаева 2015 – Федоров В.В., Федоров М.В., Коротаева З.В. Семантический потенциал архитектурно-ландшафтной среды // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 4 (6). С. 48–49.

gorelova_j._r._42_74_4_26_2020.pdf ( 3.66 MB ) gorelova_j._r._42_74_4_26_2020.zip ( 3.61 MB )

Выпуск: 4, 2020

Серия выпуска: Выпуск №4

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 41 — 74

Скачиваний: 1375

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ