МОДЕЛИРУЯ ИСТОРИЮ: РЕТРОСПЕКЦИЯ КАК ПРИЁМ В МИНИАТЮРАХ УИЛЬЯМА ЭССЕКСА
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-4-160-171
Статья посвящена одной из сторон творчества английского миниатюриста-эмальера Уильяма Эссекса, выполнившего серию исторических портретов представителей тюдоровской династии. В контексте общего интереса к английской истории, а также определенной ретроспективной тенденции, свойственной викторианской эпохе, работы Эссекса демонстрируют восприятие портретной миниатюры как воплощение образов прошлого и как характерную «вещицу из прошлого». Традиция создавать небольшие изображения, предназначенные для приватного созерцания, довольно стара, и англичане, преуспевшие в развитии портретного жанра, на протяжении нескольких столетий были долгое время увлечены ею. В данной статье произведения Уильяма Эссекса рассматриваются с точки зрения стилистических и технических аспектов создания миниатюры, что позволяет осветить вопросы, связанные со сменой восприятия этой малой формы портретного искусства. Парадоксальность ситуации воспроизведения в миниатюре портретов английских монархов c миниатюрных же оригиналов, написанных в XVI – начале XVII вв., исследуется в статье с позиций теории и практики коллекционирования как способа взаимодействия с историей. Интерес к прошлому, разнообразно проявившийся в культуре викторианской Англии, здесь усиливается необходимостью представления фамильной истории английской короны. Выбор формы для ее визуализации определен предпочтением личного, приватного искусства миниатюры, которое придает обращению к истории сентиментальный характер. В контексте зарождения и распространения фотографических портретов той эпохи эмалевые миниатюры выступают как носители образов прошлого, как воплощение угасающего рукотворного искусства, вытесняемого новыми техническими средствами. Наконец, работа Эссекса над историческими портретами тюдоровской Англии, с его стремлением к формально-стилистическому подобию, становится частью сложного ретроспективного механизма, подобного двойной цитате, поскольку оригиналы воспроизводимых миниатюр также не являлись исходными изображениями. Анализ художественно-образных средств, характерных для серии портретов-миниатюр, и исторических обстоятельств возникновения интереса заказчика к конкретным образам прошлого позволяет выявить тонкую грань между воспроизведением и стилизацией, следованием традиции и идеализацией. Исследование специфического художественного опыта создания этих миниатюр обнаруживает особый способ обращения к культурной памяти, а также характер семейных и национальных ценностей, воплощенных через формирование коллекции. Практика коллекционирования – одно из проявлений викторианской визуальной культуры – в данном случае оказывает определенное влияние и на моделирование английской истории, и на формирование художественного вкуса эпохи.
Ключевые слова: Уильям Эссекс, Николас Хиллиард, портретная миниатюра, визуальная репрезентация, коллекционирование, дагерротип, Босвортская серия, механизмы ретроспекции
Библиография:
Агамбен 2018 – Агамбен Д. Человек без содержания. М. : Новое литературное обозрение, 2018.
Беньямин 1996 – Беньямин В. Краткая история фотографии // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М. : Медиум Культурный центр имени Гете, 1996. С. 66–91.
Тевоз 2018 – Тевоз М. Искусство как недоразумение. СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2018.
Brilliant 1991 – Brilliant R. Portraiture. Cambridge (Massachusetts): Harvard university press, 1991.
Brosch 2008 – Brosch R. Victorian Challenges to Ways of Being: Everyday Life, Entertainment, Images and Illusions // Victorian Visual Culture. Ed. by Renate Brosch. Heidelberg: Universitätsverlag Winter, 2008. P. 21-63.
Coombs 2005 – Coombs K. The Portrait Miniature in England. London: V&A publications, 2005.
Hilliard 1992 – [Hilliard N.] A Treatise concerning the Art of Limning by Nicholas Hilliard. Together with A More Discourse concerning ye Art of Liming by Edward Norgate. With a parallel modernized text ed. by R.K.R. Thornton and T.G.S. Cain. Ashington: The Mid Northumberland Arts Group Carcanet Press, 1992.
Korkow 2013 – Korkow C. British Portrait Miniature: The Cleveland Museum of Art. Cleveland, London, 2013.
Lloyd, Remington 1996 – Lloyd C., Remington V. Masterpieces in Little. Portrait Miniature from the Collection of Her Majesty Queen Elizabeth II. Woodbridge; Rochester: Boydell press, 1996.
Lodge 1823 – Lodge E. Portraits of Illustrious Personages of Great Britain. In 12 vol. London: Harding & Leppard, 1823-32.
Remington 2010 – Remington V. Victorian miniatures in the collection of Her Majesty the Queen. London: Royal collection publ., 2010.
Williamson 1904 – Williamson G.C. The History of Portrait Miniatures. Vol. 2. London: George Bell and Sons, 1904.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 160 — 171
Скачиваний: 697