ПОНЯТИЕ EDULCORATION КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНИКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-4-172-193
Основываясь на постструктуралистских определениях дискурса, данное исследование посвящено критике редукционистской сущности канонических определений понятия языковой осведомленности учителя (Teacher Language Awareness – TLA), осознаваемых как формула для регургитации западных дискурсивных практик в преподавании английского языка. Опираясь на принципы мультимодальности и понятие идеологического концептуального квадрата, в статье проводится тематическое исследование, демонстрирующее способы визуализации евро-американской имперской истории в энтекстуализации в неязыковом материале учебников английского языка, где авторы в процессе реэнтекстуализации избегают акцентировать внимание на негативном образе, отрицая не только прошлые колониальные злодеяния, но и их постколониальное повторение, такое как, например, фашизм в Испании. Эта маскировка, или санация, является частью незапятнанного образа Западного проекта, который проецируется в том числе через обучение английскому языку как важный элемент процесса глобализации и его связи с неолиберальными имперскими установками. И этот факт открыто бросает вызов обоснованности концепта языковой осведомленности учителя (TLA) как конструкта. В работе также вводится концепт «edulcoration» (education (образование) + dulce (in Spanish - сладость) + decoration (декорация)), понимаемый как средство синтаксического и лексического манипулирования языком, реализованное также в образах и аудиозаписях, которые делают пригодным для образовательных целей неязыковой материал. С практической точки зрения каждый из примеров, приведенных в исследовании, выражает контрдискурс, необходимый для практик противодействия неоколонизации ума. В работе предлагается переосмысление способов формирования и развития компетенций учителя в эпоху глобализации, а также возможность исследования аналогичных вопросов в других европейских языковых учебниках.
Ключевые слова: английский как иностранный язык, дискурс, идеология, языковая осведомленность учителя, санация, edulcoration, евро-американская колониальная история, колонизация ума, мультимодальность
Библиография:
Andrews 2007 – Andrews, S. (2007). Teacher Language Awareness. CUP.
Avanesov 2014 – Avanesov, S. (2014). Visuality and Communication. ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of Visual Semiotics, 2(2). 11–25. In Russian.
Bakhtin 1981 – Bakhtin, M. M. (1981). The Dialogic Imagination: Four Essays by M. M. Bakhtin. University of Texas Press.
Birch & Liyanage 2004 – Birch, G., & Liyanage, I. (2004). TESOL: Trojan Horse of Globalization. Griffith University, Conference Paper: Educating: Weaving Research into Practice (pp. 93–102). https://research-repository.griffith.edu.au/handle/10072/2046
Block 2014 – Block, D. (2014). Social Class and Applied Linguistics. Routledge.
Bourne 2008 – Bourne, J. (2008). Slavery in the United States. Economic History Association. https://eh.net/encyclopedia/slavery-in-the-united-states/
Brown 1980 – Brown, H. D. (1980). Principles of Language Learning and Teaching. 4th edition. Longman.
Brown & Yule 1983 – Brown, G., & Yule, G. (1983). Discourse Analysis. CUP.
Brutt-Griffer 2002 – Brutt-Griffer, J. (2002). World English. A Study of Its Development. Multilingual Matters.
Canale & Swain 1980 – Canale, M., & Swain, M. (1980). Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. Applied Linguistics, 1, 1–47. https://doi.org/10.1093/applin/i.1.1
Césaire 1972 – Césaire, A. (1972). Discourse on Colonialism (pp. 29–78). Translated from French by Joan Pinkham. Monthly Review Press.
Coates 2004 – Coates, K. (2004). A Global History of Indigenous People: Struggle and Survival. Palgrave Macmillan.
Converse 1964 – Converse, P. E. (2004) The Nature of Belief Systems in Mass Publics (1964). In J. Jost & J. Sidanius (Eds.), Political Psychology: Key Readings in Social Psychology. Psychology Press.
Fanon 1965 – Fanon, F. (1965). The Wretched of the Earth. Translated from French by C. Farrington. Penguin.http://abahlali.org/wp-content/uploads/2011/04/Frantz-Fanon-The-Wretched-of-the-Earth-1965.pdf
Foner 2011 – Foner, E. (2011). Give Me Liberty! An American History. 3rd edition. Norton.
Gray 2010 – Gray, J. (2010). The branding of English and the culture of the new capitalism: Representations of the world of work in English language textbooks. Applied Linguistics, 31/5, 714–733.
Gray & Block 2014 – Gray, J., & Block, D. (2014). A pre-publication version of ‘All middle class now? Evolving representations of the working class in the neoliberal era: the case of ELT textbooks’. In N. Harwood (Ed.), English Language Teaching Textbooks: Content, Consumption, Production (pp. 45–71). Palgrave Macmillan.
Halliday 2004 – Halliday, M. K. (2004). Introduction to Functional Grammar. 4th edition. Routledge.
Holliday 2006 – Holliday, A. (2006). Native-speakerism. ELT Journal, 60(4), 385–387. URL: https://doi.org/10.1093/elt/ccl030 Accessed 16.08.2019.
Hymes 1972 – Hymes, D. (1972). On communicative competence. In J. B. Pride, & A. Holmes (Eds.), Sociolinguistics: Selected Readings (pp. 269–293). Penguin.
Ivanic 1998 – Ivanic, R. (1998). Writing and Identity: The Discoursal Construction of Identity in Academic Writing. John Benjamins. https://books.google.ru/books/about/Writing_and_Identity.html?id=Ib__TC50ykIC&redir_esc=y
Kachru 1990 – Kachru, B. B. (1990). World Englishes and applied linguistics. World Englishes, 9(1), 3–20. https://doi.org/10.1111/j.1467-971X.1990.tb00683.x
Kingsley 2002 – Kingsley, M. H. (2002).Travels in West Africa. http://public-library.uk/ebooks/100/66.pdf
Kirkpatrick 2007 – Kirkpatrick, A. (2007). World Englishes. Implications for International Communication and English Language Teaching. CUP.
Kress 1985 – Kress, G. (1985). Linguistic Processes in Sociocultural Practice. Deakin University Press.
Kress 1993 – Kress, G. (1993). Language as Ideology. Routledge.
Kress & Leeuwen 2006 – Kress, G., & van Leeuwen, T. (2006). The Grammar of Visual Design. 2nd edition. Routledge.
Kumaravadivelu 2006 – Kumaravadivelu, B. (2006). Dangerous Liaison: Globalization, Empire and TESOL. In J. Edge (Ed.), (Re-)Locating TESOL in an Age of Empire. Language and Globalization. Palgrave Macmillan.
Kumaravadivelu 2008 – Kumaravadivelu, B. (2008). Understanding Language Teaching. From Method to Post-Method. Taylor & Francis e-Library.
Kumaravadivelu 2012 – Kumaravadivelu, B. (2012). Individual Identity, Cultural Globalization and Teaching English as an International Language: The Case for an Epistemic Break. In L. Alsagoff, S. L. McKay, G. Hu, & W. A. Renandya (Eds.), Teaching English as an International Language: Principles and Practices (pp. 9–27). Routledge.
Luke et al. 1990 – Luke, A., McHoul, A. W., & Mey, J. L. (1990). On the Limits of Language Planning: Class, state and power. In R. B. Baldauf Jr., & A. Luke (Eds.), Language Planning and Education in Australasia in the South Pacific. Multilingual.
Luxemburg 2015 – Luxemburg, R. (2015). The Junius Pamphlet: The Crisis in the German Social Democracy. In M.-A. Waters (Ed.), Rosa Luxemburg Speaks (pp. 257–331). Pathfinder Press.
Marx 1853 – Marx, K. (1978). On Imperialism in India. In: R. C. Tucker (Ed.), The Marx-Engels Reader (pp. 653–664). 2nd edition. Norton & Company.
Martorell & Juliá 2012 – Martorell, M., & Juliá, S. (2012). Manual de Historia Política y Social de España (1808–2011). RBA.
Meighan & Siraj-Blatchford 1997 – Meighan, R., & Siraj-Blatchford, I. (1997). A Sociology of Educating. 3rd edition. Cassell.
Morgan 2007 – Morgan, K. (2007). Slavery and the British Empire: From Africa to America. OUP.
Nunn & Qian 2010 – Nunn, N., & Qian, N. (2010). The Columbian Exchange: A History of Disease, Food, and Ideas. Journal of Economic Perspectives, 24(2), 163–188.
Pennycook 1994 – Pennycook, A. (1994). Incommensurable Discourses? Applied Linguistics, 15(2), 115–138. https://doi.org/10.1093/applin/15.2.115
Pennycook 1998 – Pennycook, A. (1998). English and the Discourse of Colonialism. Routledge.
Pennycook 2000 – Pennycook, A. (2000). English, Politics, Ideology: From Colonial Celebration to Postcolonial Performativity. In Th. Ricento (Ed.), Ideology, Politics and Language Policies: Focus on English (pp. 107–119). John Benjamins.
Pennycook 2001 – Pennycook, A. (2001). Critical Applied Linguistics: A Critical Introduction. Lawrence Erlbaum.
Phillipson 1992 – Phillipson, R. (1992). Linguistic Imperialism. OUP.
Phillipson 2008 – Phillipson, R. (2008). The linguistic imperialism of neoliberal empire. Journal of Critical Enquiry in Language Studies, 5(1), 1–43. https://doi.org/10.1080/15427580701696886
Pitt 2013 – Pitt, L. (2013, January 1) Silbo Gomero: A whistling language revived. BBC. https://www.bbc.com/news/magazine-20953138
Richards et al. 1985 – Richards, J., Platt, J., & Weber, H. (1985). Longman Dictionary of Applied Linguistics. Longman.
Sibley & Osborne 2016 – Sibley, Ch. G., & Osborne, D. (2016) Ideology and Post-Colonial Society. Advances in Political Psychology, 37(1), 115–161.
Smithsonian National Museum of African American History and Culture 2019 – Smithsonian National Museum of African American History and Culture. (2019, September 14). African Slavery in Colonial British North America. https://www.monticello.org/slavery-at-monticello/jsam-main-nav
Thornbury 1997 – Thornbury, S. (1997). About Language. Cambridge University Press.
van Dijk 1998 – van Dijk, T. A. (1998) Ideology: A Multidisciplinary Approach. Sage Publications Ltd.
van Dijk 2001 – van Dijk, T. A. (2001). Discourse, Ideology and Context. Folia Lingüística, 35(1-2), 11–40. https://doi.org/10.1515/flin.2001.35.1-2.11
Varela et al. 1889 – Varela, J., Borrego, A., & Pirala, A. (1889). Historia General de España (Tomo V). Montaner y Simón Editores.
Williams 2014 – Williams, A. H. (2014) American Slavery: A Very Short Introduction. OUP.
Young 1990 – Young, R. J. C. (1990). White Mythologies: Writing History and the West. Routledge.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 172 — 193
Скачиваний: 867
Дополнительная информация: This article was prepared with the support of the Russian Foundation for Basic Research, Project No. 17-29-09136/19.