КОГДА УНИВЕРСИТЕТ ВХОДИТ В ГОРОД: ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОМСКОЙ ЖИЗНИ ВО ВРОЦЛАВЕ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-3-87-98
В 2018 году Фонд «Дом мира» по заказу Вроцлавского муниципалитета пригласил сотрудников Вроцлавского университета (докторантов, экспертов, специалистов в области культурно-социологических исследований города, образования и культурной анимации) для проведения исследований о культурных и образовательных потребностях ромов, которые жили во Вроцлаве с 1990-х годов. Ромы являются экономическими мигрантами, которые не знают польского языка и обычно не имеют навыков грамотности. Более того, они часто не понимают правил, которые присущи современному капиталистическому обществу. В Румынии и других европейских странах политика в отношении ромского меньшинства сталкивалась с различными проблемами. Переселение в сочетании с попытками трансформировать традиционную культуру, нейтрализовать роль языка или навязать им изменения в образе жизни не принесло ожидаемых результатов. Как это ни парадоксально, действия, направленные на повышение продуктивности ромов и вовлечение их в развитие страны или общины, привели к усилению таких негативных явлений, как социальная маргинализация, безработица и бедность. Исследование было инициировано ликвидацией лагеря ромов во Вроцлаве. Вскоре дело стало политическим. Решение было оправданным на том основании, что город должен был защищать свой позитивный образ современного мегаполиса, в котором нет места для «диких» лагерей и пространственных конфликтов между соседями. В то же время мы должны помнить, что город создает возможности для налаживания диалога, который не обязательно должен ссылаться на общее благо жителей. Это также оставляет место для формирования оппозиции против национальных, этнических, расовых или религиозных концепций. Таким образом, город может восприниматься как лаборатория и школа демократии. В настоящее время ромы Вроцлава живутв дюжине мест по всему городу и в обществе города относятся к ним как к отдельным семьям. Такая ситуация означает значительные изменения в структуре, иерархии и социальной осведомленности сообщества. Статья концентрируется на исследованиях, проводимых представителями университета. Одной из задач исследователей в проекте было создание рекомендаций, касающихся социальной политики, социальной работы, культурной анимации и образования в области самобытности и интеграции ромской общины во Вроцлаве. Это означает, что исследователи, уполномоченные муниципалитетом Вроцлава, должны были предложить решения, которые могли бы быть реализованы для улучшения положения ромской общины.
Ключевые слова: ромы, город, образование, этническое меньшинство, эмансипация, демократия
Библиография:
Barber 2013 – Barber, B. (2013). If Mayors Ruled the World. New Haven; London: Yale University Press.
Ferenc, Mandelt 2013 – Mandelt, M., & Ferenc, A. (2013). Systemic exclusion and integration/situation of Romanian Roma living in Wrocław. Wrocław: [s.n.]. (In Polish).
Koczanowicz 2005 – Koczanowicz, L. (2005). Antagonism, agonism and radical democracy. Chantal Mouffe policy concept. In C. Mouffe, The Democratic Paradox. Translated by W. Jach et al. Wrocław: [s.n.]. (In Polish).
Kwadrans 2013 – Kwadrans, Ł. (2013). Roma. Close–Unknown. One of many. RomaRising. In J. Balkowski (Ed.), Heroes of the social campaign One of many in the lens of Chad Evans Wyatt. Wrocław: [s.n.]. (In Polish).
Laclau, Mouffe 1985 – Laclau, E., & Mouffe, C. (1985). Hegemony and Socialist Strategy. Towards a Radical Democratic Politics. London; New York: Verso.
Prokop, Mach 2016 – Prokop, J., & Mach, E. (2016). Romanies in Poland and in the Czech Republic. Social and Educational Aspects. Cracow: ‘Scriptum’ Publishing House. (In Polish).
Szczepaniak 2015 – Szczepaniak, A. (2015). Introduction. Romanian Roma in Poland. In P. Witkowski, & A. Szczepaniak (Eds.), Guide to working with the community. Wrocław: [s.n.]. (In Polish).
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 87 — 98
Скачиваний: 531
Дополнительная информация: The article was created as part of a doctoral project in the University of Lower Silesia that has received funding from the National Center for Research and Development under Integrated University Programs, grant agreement no. POWR.03.05.00-00-Z215/17.