ТРАГИЧЕСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ФИВ В «ФИВАИДЕ» СТАЦИЯ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-3-99-117
Сочинение Публия Папиния Стация «Фиваида» представляет собой самое обширное дошедшее до нас изложение войны, развязанной сыновьями фиванского царя Эдипа – Этеоклом и Полиником. Братоубийственная война у Стация является преступлением, о котором он хочет поведать читателю, утвердив себя в роли морализирующего поэта, который является настолько же римским, насколько и греческим. В случае с детьми Эдипа война является божественным наставлением-наказанием, которое не могут или не хотят предотвратить смертные. Этеокл и Полиник в изображении Стация – это злые по природе юноши, ненависть которых друг к другу и жажда власти являются врожденными. Осуществив пересечение жанров, Стаций создал новую версию мифологических событий, к которой обращались как древнегреческие, так и древнеримские драматурги. В его версии Этеокл и Полиник не являются последним поколением, к которому перешло проклятие, передающееся по мужской линии между потомками фиванского царя Лая и неизбежно затрагивающее линию женскую. Словно давая Этеоклу и Полинику шанс стать лучше, Стаций постоянно отсрочивает начало войны, что позволяет Полинику обзавестись ребенком, которому уготовано стать четвертым поколением «нечестивого рода». О судьбе этого ребенка Стаций не сообщает, давая читателю право самому решить, станет ли он очередным педагогическим фиаско или обернется педагогической победой над проклятьем дома Лая. В статье также была проанализирована терминология Стация и Гигина относительно погребения Полиника – одной из ключевых точек сюжета. Для обозначения погребального костра Гигин использует слово pyra, которое заимствовано из греческого языка (πυρά). Стаций предпочитает использовать латинский аналог (bustum) для определения погребального костра Этеокла, куда Антигона с Аргией водружают тело Полиника. Сцена погребения Полиника Антигоной и Аргией, описанная Стацием и Гигином, имеет свое визуальное воспроизведение на мраморном саркофаге конца II в. н. э. (Villa Doria Pamphilj). Подтверждением тому, что версия погребения Полиника Антигоной и Аргией не придумана в римское время, а является древнегреческой традицией, которая уходит корнями в архаический период, являются данные материальной культуры. Например, саркофаг из Коринфа, датируемый серединой II в. н. э., имеющий в своем художественном выражении классическое греческое влияние, а также этрусская амфора ок. 550 г. до н. э. (Basel: Inv. Züst 209), где изображен поединок Полиника с Тидеем, за которым наблюдают Аргия и ее сестра Деипила.
Ключевые слова: антропология города, трагическая визуализация, образовательное пространство города, Стаций, «Фиваида»
Библиография:
Ahl 2015 – Ahl F. Transgressing Boundaries of the Unthinkable: Sophocles, Ovid, Vergil, Seneca, and Homer Refracted in Statius’ Thebaid. Brill’s Companion to Statius. Ed. by W. J. Dominik, C. E. Newlands, and K. Gervais. Leiden; Boston, 2015. pp. 240–265.
Ash 2015 – Ash R. “War Came in Disarray . . .” (Thebaid 7.616): Statius and the Depiction of Battle. Brill’s Companion to Statius. Ed. by W. J. Dominik, C. E. Newlands, and K. Gervais. Leiden; Boston, 2015. pp. 205–220.
Bernstein 2015 – Bernstein N.W. Family and Kinship in the Works of Statius. Brill’s Companion to Statius. Ed. by W. J. Dominik, C. E. Newlands, and K. Gervais. Leiden; Boston, 2015. pp. 139–154.
Bessone 2011 – Bessone F. La Tebaide di Stazio: epica e potere. Materiali e discussioni per l'analisi dei testi classici, 24. Pisa; Roma, 2011.
Bessone 2014 – Bessone F. Polis, Court, Empire: Greek Culture, Roman Society, and the System of Genres in Statius’ Poetry. Flavian Poetry and its Greek Past. Ed. by A. Augoustakis. Leiden, 2014. pp. 215–233.
Boardman 1965 – Boardman J. (R.) Hampe and (E.) Simon Griechische Sagen in der frühen etruskischen Kunst. Mainz: P. von Zabern. 1964. Pp. xii + 71. 31 plates. 12 text figures. DM 48. Journal of Hellenic Studies. Vol. 85. 1965, 241.
Braund 2006 – Braund S. A Tale of Two Cities: Statius, Thebes, and Rome. Phoenix. 2006. 60(3/4). pp. 259–273.
Calza et al. 1977 – Antichità di Villa Doria Pamphilj. Ed. by Calza R., Bonanno Aravantinos M., Messineo G., Palma B., Pensabene P. Rome, 1977.
D'Amato, Sumner 2009 – D'Amato R., Sumner G. Arms and Armour of the Imperial Roman Soldier: From Marius to Commodus, 112 BC-AD 192. London, 2009.
Dietrich 2015 – Dietrich J.S. Dead Woman Walking: Jocasta in the Thebaid. Brill’s Companion to Statius. Ed. by W. J. Dominik, C. E. Newlands, and K. Gervais. Leiden; Boston, 2015. pp. 307–321.
Ganiban 2011 – Ganiban R. Crime in Lucan and Statius. Brill's Companion to Lucan. Ed. by P. Asso. Leiden; Boston, 2011. pp. 327–344.
Glare 2016 – Oxford Latin Dictionary. Ed. by P.G.W. Glare. Second Edition. Oxford, 2016.
Hampe, Simon 1964 – Hampe R., Simon E. Griechische Sagen in der frühen etruskischen Kunst. Mainz, 1964.
Heslin 2008 – Heslin P.J. Statius and the Greek Tragedians on Athens, Thebes and Rome. The poetry of Statius. Mnemosyne, Supplements, Volume: 306. Ed. by Ruud R. Nauta, Harm-Jan van Dam and J.J.L. Smolenaars. Leiden; Boston, 2008. pp. 111–128.
Johnson 1931 – Johnson F. Corinth IX, Sculpture 1896-1923. Cambridge, Mass., 1931.
Kraus et al. 2007 – Visualizing the Tragic: Drama, Myth, and Ritual in Greek Art and Literature. Ed. by C. Kraus, S. Goldhill, H.P. Foley, J. Elsner. Oxford, 2007.
Manioti 2016 – Manioti N. Becoming Sisters: Antigone and Argia in Statius’ Thebaid. Family in Flavian Epic. Mnemosyne, Supplements, Volume: 394. Ed. by Nikoletta Manioti. Leiden; Boston, 2016. pp. 122–142.
Marinis 2015 – Marinis A. Statius’ Thebaid and Greek Tragedy: The Legacy of Thebes. Brill’s Companion to Statius. Ed. by W. J. Dominik, C. E. Newlands, and K. Gervais. Leiden; Boston, 2015. pp. 343–361.
Newlands 2016 – Newlands C. Fatal Unions: Marriage at Thebes. Family in Flavian Epic. Mnemosyne, Supplements, Volume: 394. Ed. by Nikoletta Manioti. Leiden; Boston, 2016. pp. 143–173.
Pollmann 2001 – Pollmann K.F.L. Statius’ Thebaid and the Legacy of Vergil’s Aeneid. Mnemosyne. 2001. 54 (1). pp. 10–30.
Robert 1890 – Robert C. Die antiken Sarkophag-Reliefs II: Mythologische Cyklen. Berlin, 1890.
Schubert 2014 – Schubert W. Seneca the Dramatist. Brill’s Companion to Seneca: Philosopher and Dramatist. Ed. by Andreas Heil and Gregor Damschen. Leiden; Boston, 2014. pp. 73–93.
Sichtermann, Koch 1975 – Sichtermann H, Koch G. Griechische Mythen auf römischen Sarkophagen. Tübingen, 1975.
Smith 2017 – Smith R.S. Mythographical and Literary Notes on the Catalogs of Argive and Theban Allies in Statius’ Thebaid. Mnemosyne. 2017. 70(2), pp. 240-261.
Young 1922 – Young J.D. A Sarcophagus at Corinth. American Journal of Archaeology, 26(4), 1922, pp. 430-444.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 99 — 117
Скачиваний: 838
Дополнительная информация: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 18-78-10001)