ДИСКУРСЫ ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ: МЕЖДУ КОНСТРУКТИВНОЙ И ДЕСТРУКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ МОЛОДЁЖИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-3-136-155
Цель исследования, на результатах которого основана статья, – анализ визуально-дискурсивных особенностей информационного содержания молодёжной региональной группы сети «ВКонтакте» «Мемы о родном Саратове» (МОРС). Интернет-мем – это группа визуальных, вербальных элементов, объединённых единством содержания, формы, позиции, которые созданы, преобразованы и распространены многими участниками с помощью цифровых платформ. Критериями при выборе группы МОРС стали: открытость официального регионального сообщества; ежедневное наполнение новым контентом; наличие контента социально-политического характера; присутствие публикаций с радикальным, грубым, агрессивным контентом деструктивной направленности; количественный и демографический критерий группы МОРС – сообщество со значительным количеством молодых подписчиков Саратовской области). Участники группы – в шутку и всерьёз – рисуют социально-политические образы городской среды, критикуют безучастность властных структур области и России, бездействие коммунальных служб или равнодушие горожан. В условиях кажущейся свободы интернета в социальных сетях проявляются и конфликтные, деструктивные интеракции в форматах троллинга, фейла, флейма. Последовательно решаемые исследовательские задачи были сосредоточены на сборе и интерпретации дискурсивных данных с применением методики качественно-количественного контент-анализа. В статье представлены результаты анализа трёх тем-индикаторов смыслового поля сообщества (в которые вошли 125 мемов): «Власть на службе народа», «Коммунальный беспредел», «Центр – периферия: “российские печали”». Авторами сформулировано понимание контента конструктивной и деструктивной гражданской направленности. На основе бального ранжирования составлен рейтинг активности молодёжи внутри выделенных тем-индикаторов смыслового поля сообщества за период 2019 года. Определены общие эпизоды и специфика дискурсивного наполнения, его деструктивности в интернет-мемах различной семиотической структуры и комментариях к мемам в каждом тематическом направлении МОРС. Выявлены тенденции, прослеживающиеся в гражданских дискурсах молодёжи, обозначены перспективы проявлений молодёжной гражданственности в городском интернет-сообществе. Проведённое исследование позволило авторам представить специфику информационного наполнения каждого тематического направления, выделенного внутри группы МОРС, с акцентом на анализе деструктивности, дискурсивных особенностей её контента.
Ключевые слова: городское интернет-сообщество, молодёжь, гражданская активность, деструктивный контент, конструктивный контент, мемы, визуально-дискурсивное содержание, контент-анализ
Библиография:
Вебер 1994 – Вебер М. Город. Перевод с нем. // Избранное. Образ общества. Москва, 1994. С. 15–75.
Карайченцева и др. 2016 − Карайченцева Т.Д., Зардиашвили М.Г., Рязанцева Д.В. Информационное наполнение групп факультетов журналистики различных вузов в социальной сети «Вконтакте»: сравнительный анализ // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования / Под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. Белгород, 2016.
Кашкабаш 2014 – Кашкабаш Т.В. Городское визуальное коммуникативное пространство как фактор социальной интеграции (на примере г. Москвы). Автореферат диссертации на соискание степени канд. социол. наук. Москва, 2014.
Логинова, Щебланова 2019 – Логинова Л., Щебланова В. Деструктивная гражданская активность молодёжи: теоретико-методологическая концептуализация // Logos et Praxis. 2019. 2. С. 98-108. DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2019.2.9
Пфанштиль 2019 – Пфанштиль И. Пользователи социальных сетей в России: статистика и портреты аудитории. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusability.ru/internet-marketing/polzovateli-sotssetej-v-rossii-statistika-i-portrety-auditorii/ (дата обращения: 01.09.2019)
Федеральный закон 2002 – Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». 25.07.2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 01.09.2019).
Щурина 2012 − Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации //Научный диалог. 2012. 3. С. 160–172.
Gal et al. 2016 − Gal N., Shifman L., Kampf Z. ‘It gets better’: Internet memes and the construction of collective identity // New Media & Society. 2016. 18(8). Р. 1698–1714. DOI: 10.1177/1461444814568784
Ross, Rivers 2018 - Ross A.S., Rivers D.J. Internet Memes as Polyvocal Political Participation // The presidency and social media: discourse, disruption, and digital democracy in the 2016 presidential election. Ed. by D. Schill, J. Hendricks. NY: Routledge, Taylor & Francis, 2018. Р. 285-309.
Shcheblanova et al. 2016 − Shcheblanova V., Bogomiagkova E., Semchenko T. The Phenomenon of the Virtual Youth Twitter-Community in the Discourses of Sociological Concepts and Self-representations // Digital Transformation and Global Society. Communications in Computer and Information Science. Ed. by A. Chugunov, R. Bolgov, G. Kampis. Switzerland: Springer International Publishing AG, 2016. Pp. 3-13. DOI 10.1007/978-3-319-49700-6
Zittrain 2014 − Zittrain J.L. Reflections on internet culture // Journal of Visual Culture. 2014. Vol 13 (3). No. 3. Р. 388-394. DOI: 10.1177 / 1470412914544540
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 136 — 155
Скачиваний: 834
Дополнительная информация: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31219