МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В КОНСТРУИРОВАНИИ ОБРАЗА ГОРОДА И ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-3-168-178
Статья посвящена особенностям конструирования городской идентичности в быстро растущем российском мегаполисе. В анализе процессов социального конструирования образа города и городской идентичности автор опирается на эпистемологическую концепцию многообразия видов познания. В рамках данной концепции религия, мифология, художественное творчество и др. рассматриваются как различные логические системы, использующие специфические способы представления и обработки информации, и признается наличие у каждого из рассматриваемых видов познания собственных, не замещаемых полностью другими видами функций в совокупном познавательном процессе. В результате предметом анализа становится процесс соединения и переплетения обыденного опыта и научной информации, мифологем и идеологических установок, художественных представлений и философских обобщений при конструировании сложных гносеологических образов, таких как образ города. Закономерность присутствия мифологического компонента в конструировании образа города и городской идентичности обусловлена тем, что характерные для мифа когнитивные схемы решают некоторые из возникающих в таком конструировании задач более эффективно по сравнению с рациональными формами мышления. Первоочередное значение в этом плане имеет, во-первых, антропоморфный характер мифологической репрезентации, что позволяет персонифицировать образ объекта и сделать тем самым более личностным отношение к нему; во-вторых, присущий мифу прецедентный детерминизм, в рамках которого социальные факты объясняются произошедшими в прошлом уникальными событиями, сформировавшими ту или иную традицию, что дает возможность конструировать объяснения при недоступности иных оснований; в-третьих, особая смысловая нагруженность процедуры именования в мифологическом мышлении, предполагающая в том числе возможность изменить статус и судьбу объекта путем изменения его имени, что также востребовано в условиях нехватки или неясности иных, более прагматичных способов изменения социальной реальности. Функциональная дополнительность видов познания отчетливо проявляется в ситуации недостаточности объективных оснований образа «своего города». В городах с давней историей и сложившимися культурными традициями либо с яркими отличительными особенностями климата, окружающей природы, местоположения конструирование образа города опирается на объективные характеристики, и в нем велика роль научных (исторических, культурологических) знаний, а также художественного компонента. В отсутствие подобных ярко выделяющих и маркирующих город черт происходит усиление внерациональной, в том числе мифологической составляющей его образа. Именно такое смещение характерно для Новосибирска – относительно молодого техногенного мегаполиса. Мифологизация его образа как в массовом сознании горожан, так и в официальной риторике проявляется в персонификации момента возникновения города посредством усиления фигуры демиурга – личности, создающей по собственной воле и самостоятельным решением город как новый социальный мир; в целенаправленном создании знаковых мест с последующим приписыванием им истории (аналог мифологического прецедента); в формировании традиции сохранения всех исторических названий при именовании улиц с целью создать эффект «глубины истории».
Ключевые слова: современная мифология, образ города, городская идентичность, социальное конструирование, виды познания
Библиография:
Витгенштейн 1994 – Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. С. 75 – 320.
Горнова 2011 – Горнова Г. В. HOMO URBANUS: антиномии и конфликты городской жизни в типах горожан. Омск: Изд-во «Амфора», 2011. 124 с.
Ильин, Кураев 2009 – Ильин В. В., Кураев В. И. Плюрализм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+, 2009. С. 701.
Маранин 2011 – Маранин И. Мифосибирск: Мифы, тайны, байки и реальные истории о Новосибирске. Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2011. 228 с.
Федоров 1982 – Федоров Н. Ф. Философия общего дела. М.: Мысль, 1982. 709 с.
Яковенко 2004 – Яковенко И. Г. Базовые идентичности и социокультурные основания их трансформации: факторы, тренды, сценарии // Мир психологии. М., 2004. № 2. С. 28 – 37.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЭССЕ
Страницы: 168 — 178
Скачиваний: 836