ГОРОД МОСКВА КАК ТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ С. Н. ДУРЫЛИНА: АУДИАЛЬНЫЙ И ВИЗУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-3-72-86
В данной статье исследуются проблемы поэтики «московского текста» в творчестве С. Н. Дурылина (1887–1954) на материале записок «В родном углу» (1928–1939), созданных в томской ссылке, и стихотворения из «московского цикла» «А. Р. Артём» (1926), публикуемого впервые. Кроме традиционного подхода, используемого литературоведами, который предлагает рассматривать городское пространство как текст, в статье используется полидисциплинарный визуально-антропологический подход, рассматривающий город как визуально-коммуникативный текст и культурно-коммуникативную среду. Это обусловлено особенностями поэтики данных произведений писателя. Именно аудиовизуальный код позволяет наиболее адекватно рассмотреть «городское пространство» в названных произведениях Дурылина как наиболее репрезентативных для рассмотрения этой темы. Стихотворение Дурылина «А. Р. Артём» выполняет роль микромодели «московского текста», содержит основные аудиовизуальные семиотические «знаки» «городского пространства» (образ тишины, на фоне которой изображается «звучащий мир» московского дома и его обитатели: А. Р. Артём, А. П. Чехов, кот). Это подчёркивает важность антропологического аспекта в формировании модели «московского текста», ведь персонажи, а не объекты культуры или локусы являются носителями «московского духа». В ходе анализа предпринята попытка определить место записок «В родному углу», ранее не анализированных литературоведами, в литературном процессе эпохи. Наряду с другими московскими текстами: романом о Москве А. Белого, стихами М. И. Цветаевой, «Счастливой Москвой» А. П. Платонова, «московскими» произведениями М. А. Булгакова, И. С. Шмелёва – Дурылин пытается создать свой инвариант «московского мифа». Дурылин, отходя от построения традиционного сюжета, создаёт и изображает именно те образы столицы (тихая, златоглавая, великорусская), которые обрели почти мифологический статус, выразили её неповторимый и вневременной лик, имеющий для писателя зачастую и национальное значение и, нужно думать, указали читателю определённый ракурс прочтения записок, составляющих ядро «московского текста» Дурылина. Писатель выделяет три важнейших концепта, представляющих лик Москвы: душа Москвы – третьего Рима (дореволюционная Москва) – растворяется в историческом пореволюционном втором Вавилоне и становится невидимой, Москвой-Китежем, городом, который должен воскреснуть. Важно также, что Дурылин представляет свой метатекст о городе прежде всего как о человеческом способе присутствия в бытии и, следовательно, о пространстве как о культурном измерении бытия. При этом он представляет сакральный архетип соборности как культурообразующий. Пытаясь создать объективную картину, автор уделяет внимание и свидетельствам иностранцев Герберта Уэллса, Эмиля Верхарна и других.
Ключевые слова: «московский текст», аудиовизуальный код, полидисциплинарный, Дурылин, соборность, архетип
Библиография:
Дурылин С.Н. А.Р.Артем // Отдел рукописей РГБ, фонд № 331. А.П.Чехов, № 66, ед.хр. № 137.
Дурылин 2000 – Дурылин С.Н. Москва // Встречи с прошлым. Вып.9. М.: Русская книга, 2000. С.134-190.
МА МДМД Фонд С.Н. Дурылина КП-525/70. Л.1 – Письмо С.Н.Дурылина к Б.Н.Бугаеву (Андрею Белому) 1928 г. // Мемориальный архив Мемориального Дома-музея С.Н.Дурылина. Фонд С.Н.Дурылина. КП 525/70. 2 л.
Научная литература:
Аванесов 2018 – Аванесов С. С. Городское пространство как антропологический феномен // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. Вып.2. (16). С. 10-31.
Белый 1989 а – Белый А. Москва // Петербург. Москва в 2 т. Т. 1. Петербург. Москва. Тула : Приокское кн. изд-во, 1989(а). 732 с.
Белый 1989 b – Белый А. Москва // Петербург. Москва в 2 т. Т. 2. Москва под ударом ; Маски :. Тула : Приокское кн. изд-во, 1989(b). 622 с.
Есаулов 1995 – Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск. 1995.
Казнина 2000 – Казнина О.А. Москва глазами англичан (Мат-лы к исследованию) // Москва в русской и мировой литературе. Сб.ст. М., 2000. С.193-210.
Коршунова 2018 – Коршунова Е.А. Москва и «московский текст» в романе И.С.Шмелева «Лето Господне» и мемуарах С.Н.Дурылина «В родном углу» // И.С.Шмелев и писатели русского зарубежья: сб.науч.статей междунар. конф. Симферополь, 2018. С.50-56.
Люсый 2013 – Люсый А.П. Московский текст: Текстологическая концепция русской культуры. М., 2013.
Малыгина 2005 – Малыгина Н.М. Проблема «московского текста» в русской литературе ХХ века // Москва и «московский текст» в русской литературе ХХ века. IX Виноградовские чтения: Материалы междунар. науч. конференции. М.: МГПУ, 2005. С.3-10.
Мотеюнайте 2009 – Мотеюнайте И.В. Юродские слезы, колокольный звон и русская история (о способах символизации в романе-хронике С.Н.Дурылина «Колокола» на примере образа юродивого // Теория традиции: христианство и русская словесность. Коллективная монография. Ижевск, 2009. С. 337–357.
Одесский 1998 – Одесский М. П. Москва – град святого Петра. Столичный миф в русской литературе XIV – XVII вв. // Москва и московский текст русской культуры : сб. ст. М. : РГГУ, 1998. С. 9–26.
Селеменева 2008 – Селеменева М.В. Городская проза как идейно-художественный феномен русской литературы ХХ века. М., 2008.
Скороспелова 2003 – Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века: от А.Белого («Петербург») до Б.Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.
Тименчик 1987 – Тименчик Р. Д. К символике трамвая в русской поэзии // Символ в системе культуры. Тр. по знаковым системам. Тарту, 1987. Вып. 21. С. 135–143. Учен. зап. Тартуск. ун-та; вып. 830.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 72 — 86
Скачиваний: 839