ОТ «ЖИВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ» К «ЖИВОМУ ГОРОДУ»: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА В ЭПОХУ УМНЫХ ГОРОДОВ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-208-220
В статье поднимается ряд проблем, связанных c теоретическим и прикладным интересом к месту и роли университета в различных моделях: от опоры в экономике выживания до драйвера технологических и социально-экономических изменений в эпоху умных городов. Целью статьи является доказательство ведущей роли университета не только в образовательной, но и в социально-экономической сферах развития города и региона. Актуальность обращения к теме подтверждается международными экономическими процессами, в которые включается Россия, – присоединение к движению умных городов, Трианонский диалог (Россия – Франция) на высшем уровне. На примере томского кейса показаны достижения университетов в социально-экономических изменениях страны. Опираясь на исторические примеры и актуальные исследования ведущих урбанистов, собственный десятилетний опыт сравнительного изучения городов, автор показывает, как университет может организовывать социальное пространство города и региона. Проанализированы ошибки, связанные с редукцией смысла и некритическим обращением с модными теориями. В статье предлагается выбор алгоритма совместной работы города и университета. Автор использует методы сравнения городских политик в отношении университета, исторической реконструкции успешных проектов сотрудничества университета и города, анализа, включённого наблюдения в ходе процесса принятия решений. Проблематизация решения задач начинается с анализа редукции смысла теорий, нередко превращаемых в модные лозунги и вытекающие из них программы преобразований, что приводит к искажению и самих теорий, и международного опыта. К числу таких модных теорий сегодня можно отнести «умный город», «креативный город». Автор разделяет позицию британского урбаниста К. Навратека относительно того, что без включения интересов гражданина и сообщества подобные проекты обречены на провал. На примере двух актуальных проектов «Умная роща» и «Живая лаборатория» (томский кейс) подтверждается разрыв со смыслом и технократическая абстрактность. Автор реконструирует образную и смысловую модель университетской рощи как визуального пространства Сибири и образа её цивилизованного будущего. На примере «живой лаборатории» BMW и Фонда Гуггенхайма раскрыто взаимодействие городских властей Нью-Йорка и жителей относительно улучшения жизненного климата и облика мегаполиса. Поднимая проблему «живых городов», автор последовательно рассматривает место университета в городе, получая подкрепление своей позиции в опубликованной Р. Флоридой статье (август 2019) по рейтингу 50 американских городов, в основе которого лежит процент выпускников университетов, что подтверждает роль университета в современной экономике знаний, потенциал для движения умных городов или тривиально – оздоровления экономики города и региона. Завершая статью, автор (опираясь на работу Г. Аве, на кейс Кливленда, проекты университетского кампуса в Томске) делает вывод о том, что формировать университетский город сегодня – это значит жить полноценной социальной жизнью.
Ключевые слова: университетский город, визуальная среда, смысл, образ, креативность, живые лаборатории, живой город, Россия.
Библиография:
Колесов 2000 – Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. Санкт- Петербург, 2000.
Щербинин 2018 – Щербинин А. И. «Умные города» – тренд XXI века: вызовы времени и российские практики // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 3 (17). С. 179–191.
Austrian et al. 2013 – Austrian Z., Hexter K., Baboomian S., Clouse C. Living Cities: The Integration Initiative in Cleveland, Ohio – Greater University Circle Community Wealth Building Initiative: A Report of System Changes and Their Outcome Measures. Year 2 // Urban publications. Paper 691. Maxine Goodman College of Urban Affairs, Cleveland State University, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://engagedscholarship.csuohio.edu/urban_facpub/691 (дата обращения: 27.07.2019).
Ave 2016 – Ave G. University Cities: A Strategic Resource of Small and Medium-Sized Cities in Europe // Cities as multiple landscapes: Investigating the sister cities Innsbruck and New Orleans. Ed. by Ch. Antenhofer, G. Bischof, R. L. Dupont, U. Leitner. Frankfurt, New York, 2016. P. 61–82.
BMW 2011 – BMW Guggenheim LAB. 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bmwguggenheimlab.org/100urbantrends/#!/new-york-city/about (дата обращения: 25.07.2019).
Florida 2019 – Florida R. Where do College Grads Live? The Top and Bottom US Cities // CityLab. August 23, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.citylab.com/life/2019/08/educationtalentcity-ranking-college-degree-us/596509/ (дата обращения: 28.07.2019).
LLT 2019 – Живая лаборатория Томска – Living Lab Tomsk. О проекте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tomsk3da.admtomsk.ru/published/conception/21?ll=56.461182709%2C84.956191197&z=675.77&heading=0.125&pitch=-1.088&roll=0.001&mode2D=false#about (дата обращения: 28.07.2019).
Nawratek 2015 – City as political Idea: An Interview with Krzysztof Nawratek // The New Metropolitan. 02.19.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.newmetropolitan.hss.ed.ac.uk/2015/02/19/899/ (дата обращения: 28.07.2019).
Ravetz 2017 – Ravetz J. Deeper City: Synergistic pathways from smart to wise // Synergistic: A practical Guide. v0.85. July 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urban3dotnet.files.wordpress.com/2013/11/synergistics-practical-guide-v0-85-july-2017.pdf (дата обращения: 28.07.2019).
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 208 — 220
Скачиваний: 925
Дополнительная информация: Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ, проект № 19-011-31231: «Политическая социализация молодёжи в университетских городах»