РАСПРЕДЕЛЁННАЯ ОБРАЗНОСТЬ: ИМАГИНАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-31-46
В статье идёт речь о формах образного, которые во всё возрастающей степени становятся характерными для современной культуры. Центральная характеристика этих форм – распределённость в пространстве и времени, их способность сопровождать нас практически повсеместно, не будучи привязанными к каким-либо организационным формам. Распределённые разновидности образного противопоставляются «традиционным», нераспределённым образам, «репрезентирующим» некоторое идентифицируемое содержание. Одна из базовых черт нераспределенного образного – заключённое в нём нормативное притязание, затрагивающее не только способы его интерпретации, но и телесные практики воспринимающего «субъекта», релевантные для его восприятия. В отличие от репрессивного характера нераспределённого образа, являющегося его структурной характеристикой, связанной с характерным для него режимом восприятия, распределённая образность базируется не на редукции и контроле телесности воспринимающего, но – напротив – на интенсификации (и в этом смысле эмансипации) его эмоционально-телесного самоприсутствия. В диахронической перспективе отношение между нераспределённой и распределённой образностью опосредовано сложной социально-исторической и материально-технологической динамикой развитого и позднего модерна. Реконструкция этой динамики позволяет выстроить генетическую связь (континуальность) между нераспределённой и распределённой образностью. В синхронической перспективе распределённая и нераспределенная разновидности образности генерируют несовместимые типы опыта с взаимоисключающими структурными характеристиками и социально-политическими импликациями (дискретность).
Ключевые слова: распределённая и нераспределённая образность, политическое измерение перцептивного опыта, культурализация материи, теория образа, визуальная культура.
Библиография:
Урри 2012 – Урри Дж. Мобильности / Пер. с англ. А. Лазарева. Москва, 2012.
Bätschmann 2007 – Bätschmann O. Ausstellungskünstler: Kult und Karriere im modernen Kunstsystem. Köln, 1997.
Belting 2001 – Belting H. Bild-Anthropologie. Entwürfe für eine Bildwissenschaft. München, 2001.
Belting 2005 – Belting H. Image, Medium, Body: A New Approach to Iconology // Critical Inquiry. 2005. Vol. 31. P. 302–319.
Benjamin 2003 – Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit. Frankfurt am Main, 2003.
Bolter, Grusin 1999 – Bolter J. D., Grusin R. Remediation. Understanding New Media. Cambridge MA, 1999.
Bredekamp 2015 – Bredekamp H. Der Bildakt. Berlin, 2015.
Bruno 2014 – Bruno G. Surface: matters of aesthetics, materiality, and media. Chicago, 2014.
Frosh 2012 – Frosh P. Indifferent Looks: Visual Inattention and the Composition of Strangers // Visuality / Materiality: Images, Objects and Practices / Ed. by Gillian Rose, Divya P. Tolia-Kelly. Burlington, 2012. P. 171–190.
Gibson 1986 – Gibson J. The Ecological Approach to Visual Perception. New York, 1986
Hennion 2017 – Hennion A. Attachments, you say? ... How a concept collectively emerges in one research group // Journal of Cultural Economy. 2017. 10 (1). P. 112–121.
Lash 2010 – Lash S. Intensive Culture: Social Theory, Religion and Contemporary Capitalism. Los Angeles, London, New Delhi, Singapore, Washington DC, 2010.
Lash, Urry 1987 – Lash S., Urry J. The End of Organized Capitalism. Oxford, 1987.
Latour 2010 – Latour B. On the Modern Cult of the Factish Gods. Durham, London, 2010.
Mondzain 2010 – Mondzain J.-M. What Does Seeing an Image Mean? // Journal of Visual Culture. 2010. 9 (3). P. 307–315.
Moxey 2008 – Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn // Journal of Visual Culture. 2008. 7 (131). P. 131–146.
Schulze 2015 – Schulze G. The Coming of the Intrinsic Age // Socioaesthetics: Ambience – Imaginary / Ed. by Michelsen A., Tygstrup F. Leiden, Boston, 2015. P. 170–182.
Sturken, Cartwright 2001 – Sturken M., Cartwright L. Practices of Looking. An Introduction into Visual Culture. Oxford, 2001.
Sztompka 2012 – Sztompka P. Visible Meanings // Iconic Power: Materiality and Meaning in Social Life / Ed. by Alexander J., Bartmanski D., Giesen B. New York, 2012. P. 233–245.
Van Dijck 2013 – Van Dijck J. The Culture of Connectivity: A Critical History of Social Media. Oxford University Press, 2013.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 31 — 46
Скачиваний: 890