ЯЗЫК ДИРИЖЕРСКОГО ЖЕСТА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКСЕОЛОГИИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-232-242
В статье автор с использованием принципов системного анализа рассматривает некоторые особенности достаточно молодого искусства – дирижёрского – в динамике его генезиса и развития, обусловленного поступательной эволюцией музыкального искусства в целом. С позиций педагогической праксеологии на конкретных примерах выдающихся исполнителей (Арнольда Каца, Евгения Мравинского, Герберта фон Караяна, Александра Свешникова и др.) описаны профессиональные и личностные качества, которыми должен обладать дирижёр оркестра или хора (особенно начинающий дирижёр), показаны особенности творческого взаимодействия руководителя коллектива и исполнителей. Характеризуя дирижирование как объект визуального восприятия, автор выделяет ведущую роль Ильи Александровича Мусина в становлении техники дирижёрского искусства в России, обозначении главенствующей роли жестов «триады» – «внимание», «дыхание», или «ауфтакт», и «атака звука». При этом, определяя истинную природу искусства дирижирования, автор статьи отмечает единство двух основных составляющих: технической стороны и выразительной. Подчёркивая первичность постановки, технической оснащённости мануального аппарата, автор актуализирует значимость художественного прочтения дирижёрского жеста, предполагающего эмоциональное выражение замысла, краски, души композитора.
Ключевые слова: дирижёр, дирижёрский жест, техника дирижирования, музыкальное исполнительство, язык художественной выразительности.
Библиография:
Абакшонок 2011 – Абакшонок А. В. Педагогические заметки об эффективности занятий в классе дирижирования // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2011. № 191. С. 14–22.
Григорьев, Платек 1969 – Григорьев Л., Платек Я. Современные дирижёры. Москва, 1969 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.belcanto.ru/klemperer.html (дата обращения: 18.01.2019).
Казачков 1990 – Казачков С. А. От урока к концерту. Казань, 1990.
Калашникова 2009 – Калашникова Н. В. Формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижёрахормейстера в процессе высшего профессионального образования: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2009.
Калинин 1998 – Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / Сост. С. С. Калинин. Москва, 1998.
Каюков 2014 – Каюков В. А. Дирижёр и дирижирование. Москва, 2014.
Мусин 2006 – Мусин И. М. Язык дирижёрского жеста. Москва, 2006.
Смирнов 2004 – Смирнов Б. Ф. Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора искусствоведения. Челябинск, 2004.
Соболева 2013 – Соболева Н. А. Художественно-невербальная коммуникация и её преломление в дирижёрском исполнительстве: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2013.
Тремзина 2014 – Тремзина О. С. Дирижёрский жест как художественный феномен: Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Саратов, 2014.
Юрченко 2013 – Юрченко Н. Е. Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижёра – будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва, 2013.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 232 — 242
Скачиваний: 814