ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, СУБЪЕКТИВНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-156-171
В статье предлагается взгляд на болезнь и здоровье как на субъективные факторы, имеющие к тому же своё образное выражение, которые развиваются глубоко внутри субъекта и лишь впоследствии получают своё выражение вовне. Размышляя о границе между нормальным и патологическим, которая всегда неточная и приблизительна, авторы задаются вопросом: где заканчивается здоровье? Это можно оценить как объективно, с помощью исследований и диагностики, так и согласно внутреннему ощущению самого субъекта. Хотя современная медицина и старается все более точно измерить и формализовать процесс постановки диагноза, практикующие врачи вынуждены признать, что субъективный фактор влияет как на изначальное восприятие болезни (и здоровья), так и на последующее излечение. При лечении также чрезвычайно важно учитывать то, что человек чувствует и говорит, каков ход его мыслей и в целом характер его убеждений. Для того чтобы понимать процессы, происходящие в теле, лучше всего подходит образный язык, который помогает получить контакт с телом. Отдельный раздел посвящён проблемам биоэтики, в котором подчеркивается, что в современном мире понимание болезни и особый ее статус определяются особым отношением к пациенту как к автономному существу. В биомедицинской этике принцип автономии приобретает особое значение, которое артикулируется на фоне традиционного медицинского патернализма. Уважение автономии личности больного является стержневым ее понятием. Патернализм лишал больного права на обладание собственным телом и, по сути, отдавал его в распоряжение врача. Наблюдалась интересная ситуация: обладая правом на неприкосновенность к собственному телу, распоряжаясь им как собственностью в обычной жизни, человек терял это право, испытывая воздействие различных медицинских манипуляций. Сделан вывод о том, что в пространстве современной биомедицины возникает потребность возрастной дифференциации правовых и моральных норм как норм, имеющих контакт с различными реалиями телесного, с телесностью, обладающей различной семантикой. Фундаментальным оказывается тот факт, что мораль по-разному применима к человеческим существам, которые обладают различными телесными (биологическими) характеристиками. При этом информированное согласие касается только тех человеческих существ, которые подпадают под категорию автономных. При этом проблема манипуляций над человеческим телом не снимается полностью: фактически телесность независима от очевидных манипуляций, пока существует некая конвенциональная договоренность (людей экспертов – «во имя знания») относительно обладания полнотой автономии – полноценности, нормализации по определенным критериям (возрастным, психическим, физическим параметрам). Дополнительное внимание уделено психологическим аспектам исследуемой проблемы, в частности влиянию убеждений на самочувствие больного. Исследование психологического фактора подчеркивает важнейший тезис данной статьи о главенствующей роли субъекта. Терапевтические метафоры, используемые в лечении, являются действенными благодаря тому, что в этой технике используются возможности творческого бессознательного. Творческие возможности человека способны не только сделать его жизнь ярче и счастливее, но и помочь преодолеть болезнь. Психотехнологии, такие как работа с терапевтическими метафорами, являются тем удивительным способом использования образного мышления с целью исцеления и самоисцеления. Развитие телесного интеллекта очень важно не только в случае болезни или ее профилактики, но и в целом для улучшения качества жизни.
Ключевые слова: биоэтика, болезнь, здоровье, субъективность, автономия, психотехнологии, визуализация, терапевтические метафоры, гуманистическое общение, здоровье
Библиография:
Adam, Herzlich 2010 – Adam P., Herzlich C. Sociologie de la maladie et de la medicine. Paris, Armand Colin, 2010.
Annaff 2005 – Annaff M. Marquis de Sade. L’invention du corps libertin. Saint-Petersbourg : IC « Humanitarian Academy», 2005. (In Rus.)
Arendt 1983 – Arendt H. Condition de l’homme modern. Paris : Calmann-Levy. 1983.
Canguilhem 2010 – Canguilhem G. Le normal et le pathologique. Paris : PUF. 2010.
Featherstone 1982 – Featherstone M. The Body in Consumer Culture // Theory, Culture and Society. 1982. Vol. 1 (2). P. 18–33.
Fromm 1993 – Fromm E. Un homme pour lui-meme. Introduction a la psychologie de l’ethique. Livre : Psychanalyse et ethique. Moscou : « Republique », 1993. (In Rus.)
Heidegger 1962 – Heidegger M. L’origine de l’?uvre d’art. Chemins qui ne menent nulle part. Paris, Gallimard, 1962. P. 13–98.
Joussellin, Mailenova 2018 – Joussellin Ch., Mailenova F. L’Objectivation du corps et nouvelles technologies // ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics. 2018. № 4. P. 142–147.
Michel 1987– Michel H. La barbarie. Paris, Grasset, 1987.
Raimbault 1982 – Raimbault G. Clinique du reel, la psychanalyse et les frontieres du medical, Paris, Seuil, 1982.
Tichenko 2001 – Tichenko P. D. Bio-pouvoir dans l’ere de la biotechnologie. Moscou, 2001. (In Rus.)
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 156 — 171
Скачиваний: 730