Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 09.12.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №4 КОНТЕКСТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

КОНТЕКСТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Червонный Михаил Александрович

DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-206-222

Информация об авторе:

Червонный Михаил Александрович, Томский государственный педагогический университет. Кандидат педагогических наук, директор центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования. Ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: mach@tspu.edu.ru

Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных семиотической сущности образования, в них не отражены в полной мере возможности семиотического контекста педагогического образования. В статье рассматриваются вопросы иерархизации знаковых систем и их применения в становлении и развитии будущих педагогов. Представляет интерес применение пирамиды знаковых систем А. Б. Соломоника для семиотического контекста педагогического образования. В этой связи рассматриваются две задачи педагогического образования. Первая задача подразумевает использование систем знаков данной классификации для определения и применения содержания школьного предмета, которым овладевает будущий учитель для трансляции школьникам. Здесь актуальность и разработка семиотических исследований связаны с тремя направлениями: семиотикой визуализации содержания школьного предмета; семиотикой визуализации процесса обучения, исходя из современных возможностей технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий; семиотикой педагогической коммуникации. Вторую задачу мы связываем с использованием представленной семиотической пирамиды для систематизации и трансляции в целом общепрофессиональной культуры будущему педагогу. Однако педагогика как наука не имеет формализованных систем первого и второго порядка в рамках приводимой классификации. В данном исследовании в качестве единиц знаковых систем выступают стереотипы (представления, образы, формы поведения), определяющие динамику становления и развития будущего педагога. Развитие у него стереотипов педагогической культуры определяет его профессионально-личностный прогресс. Приводится характеристика знаковых систем четырех стадий. 1. Естественные знаковые системы. Это элементарные представления об отношениях, характерные для взаимодействия между учеником и учителем, которые отражают, жизненный опыт, полученный до начала профессиональной подготовки. 2. Образные системы. Сюда относим стереотипы, характеризующие представления абитуриентов педагогических вузов о классно-урочной системе и ее атрибутах как образе традиционно действующей в настоящее время школы. Стереотипы обладают как позитивными, так и негативными свойствами. 3. Языковые системы. Вербальные тексты, содержащие теоретическую информацию о конкретной области профессиональной культуры и предполагающие ее индивидуальное присвоение каждым студентом (лекционный материал, традиционные учебные задачи, задания и т. п.). Проявляется семиотическая обучающая модель. Преподаватель теоретически через языковые системы знакомит студента с образовательными парадигмами – метастереотипами педагогических представлений и форм поведения. 4. Системы записи. К этому уровню знаковых систем относим письменные тексты (документы), отражающие педагогические системы и технологии, образовательные программы и стандарты. Определенную роль в построении комплекса стереотипов на этом уровне у педагогов мы видим в перечнях компетенций, трудовых функций, определенных образовательными и профессиональным стандартами. Отдельный подход личностно-профессионального развития подразумевает практико-ориентированную систему обучения через непрерывное решение учебных профессионально ориентированных задач. В этом смысле подготовка учителя должна отражать профессиональную деятельность в перспективах появления синергетического эффекта.

Ключевые слова: уровни знаковых систем, педагогическое образование, содержание образования, процесс обучения, общепрофессиональная культура, стереотип

Библиография:

Аванесов, Акопян 2016 – Аванесов Л. Э., Акопян К. А. Образовательные аттракторы в синергизме как фазовая привлекательность системы образования // Ученые записки. 2016. Т. 15. № 2. С. 137–144.

Вербицкий 2015 – Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва, 2015. 207 с.

Вербицкий, Ильязова 2011 – Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. Москва, 2011. 288 с.

Галактионова 2013 – Галактионова Т. Г. Педагогика текста: опыт семиотического решения / автор-составитель и научный редактор – Т. Г. Галактионова. Санкт-Петербург. 379 с.

Далингер 2011 – Далингер В. А. Обучение математике на основе когнитивно-визуального подхода // Вестник Брянского госуниверситета. 2011. № 1. С. 297–303.

Исайкин, Шабашев 2005 – Исайкин О. А., Шабашев А. В. От меловой до интерактивной // Образование и наука. 2005. № 4 (34). C. 128–130.

Кон 1966 – Кон И. С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый мир. 1966. № 9. С. 187–205.

Мелик-Гайказян, 2007 – Мелик-Гайказян И. В. Принципы моделирования уровней образования // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 105–109.

Мелик-Гайказян, 2008 – Мелик-Гайказян И. В. Моделирование образовательных систем: исследовательская программа // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 89–94.

Мелик-Гайказян, 2009 – Мелик-Гайказян И. В. Критерии определения границ в образовательном пространстве // Высшее образование в России. 2009. № 10. С. 81–91.

Мелик-Гайказян, 2013 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика: способ измерения эгоизма власти // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 9. С. 255–261.

Мелик-Гайказян 2014 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотика образования, или «ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем // Идеи и идеалы. № 4 (22). Т1. 2004. С. 14–27. DOI: 10.17212/2075-0862-2014-4.1-14-27

Осташков и др. 2016 – Осташков В. Н., Смирнов Е. И., Белоногова Е. А. Синергия образования в исследовании аттракторов и бассейнов притяжения нелинейных отображений // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 146–156.

Петров, Столяр 1977 – Петров Ю. А., Столяр А. А. О педагогическом аспекте семиотического анализа вопросов // Логика и проблемы обучения: сборник статей. Сост. В. Г. Фарбер. Под ред. Б. В. Бирюкова и В. Г. Фарбера. Москва, 1977. С. 63–87.

Сергеев 2004 – Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2004. 316 с.

Соломоник 2009 – Соломоник А. Б. Очерк общей семиотики. Минск, 2009. 191 с.

Соломоник 2010 – Соломоник А. Б. Семиотика и ее педагогические продолжения // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 41–48.

Сорокин 1992 – Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва, 1992.

Сорокин 1998 – Сорокин Ю. А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. Москва, 1998.

Тоистева 2015 – Тоистева О. С. Cистемно-деятельностный подход в профессиональной подготовке социально-педагогических кадров в вузе: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Екатеринбург, 2015. 368 с.

Финченко, Сартакова 2017 – Финченко С. Н., Сартакова Е. Е. Этапы становления современных представлений о понятии стереотипа в профессиональной педагогической деятельности // Психология, социология и педагогика. 2017. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/12/8438 (дата обращения: 07.02.2019).

Харланова 2014 – Харланова Е. М. Концепция развития социальной активности студентов в процессе интеграции формального и неформального образования. Челябинск, 2014. 380 с.

Харланова 2015 – Харланова Е. М. Развитие социальной активности студентов вуза в процессе интеграции формального и неформального образования: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2015. 435 с.

Чаплыгина 2010 – Чаплыгина Ю. С. Педагогические стереотипы как форма коллективного сознания в обучении // Известия Самарского центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3 (3). С. 678–682.

Червонный и др. 2017 – Червонный М. А., Газизов Т. Т., Борисова Е. Е. Организация педагогической практики студентов на базе центра дополнительного образования. 2017. № 9. С. 103–107.

Червонный 2018 – Червонный М. А. Визуализация в обучении школьников физике и математике и подготовке будущих учителей // ΠΡΑΞΗΜΑ. 2018. № 4. С. 235–250. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-235-250

Шеншев 1977 – Шеншев Л. В. Опыт семиотического подхода к проблеме взаимосвязей между учебными предметами // Логика и проблемы обучения: сборник статей. Сост. В. Г. Фарбер. Под ред. Б. В. Бирюкова и В. Г. Фарбера. Москва, 1977. С. 185–214.

Ширшов 2007 – Ширшов В. Д. Введение в педагогическую семиотику // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192625861&archive=1196815384&start_from=&ucat=& (дата обращения: 01.07.2019).

Ядов 2013 – Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. Москва, 2013. 376 с.

chervonnyy_m._a._206_222_4_22_2019.pdf ( 369.06 kB ) chervonnyy_m._a._206_222_4_22_2019.zip ( 347.64 kB )

Выпуск: 4, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 206 — 222

Скачиваний: 1577

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ