САКРАЛЬНЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В ИСТОРИОГРАФИИ ИСААКА НЬЮТОНА
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-135-155
Цель данной работы – проанализировать особенности содержания историографических рукописей английского философа, учёного и теолога Исаака Ньютона, связанных с интерпретацией сакрального символизма, и установить место и роль сакральных символов, их связь с древнееврейской Скинией и Иерусалимским Храмом в цивилизационной теории мыслителя. Объект исследования – неопубликованные архивные рукописи сэра Исаака из Библиотеки Королевского Колледжа (Кембридж), Библиотеки Нью-Колледжа (Оксфорд), Национальной Библиотеки Израиля (Иерусалим), Бабсоновской коллекции Библиотеки Хантингтона (Калифорния, США). Для решения задач использовались принципы и приёмы герменевтического, историко-философского, лингвистического и структурного анализа. В результате исследования установлено, что в своей визуальной семиотике Ньютон использовал комплекс идей prisca sapientia (мудрости древних). По Ньютону, в рамках этой древней традиции физико-химические и космологические идеи, отражающие единство и полноту материального мира и выраженные в представлениях о Вселенной, Галактике, Солнечной системе, гармонии агрегатных состояний вещества и их взаимном превращении, могут служить основой анализа путей развития древних цивилизаций. Выявлено, что, по Ньютону, древние греки, а затем и римляне научились от египтян знанию prisca sapientia, восприняли и переосмыслили ветхозаветные библейские визуальные символы. Так возникла пританейская архитектурная, космологическая и культурно-сакральная традиция, базировавшаяся на архитектурных иероглифах структуры Вселенной. В своей цивилизационной теории Ньютон доказывает преимущество иудейской культурной традиции перед античной и древневосточной. Выдвигается предположение, что достаточно запутанный стиль и грубая филологическая стилистика ньютоновских историографических рукописей обусловлены двумя причинами: 1) тем, что Ньютон писал эти труды «в стол», предпочтя никогда их не опубликовывать, и поэтому к ним надо относиться как к черновикам, наброскам, а не как к законченным сочинениям по истории Древнего мира; 2) попыткой Ньютона (сознательной или неосознанной) копировать вдохновенный стиль многих древних представителей традиции prisca sapientia, например, ветхозаветных пророков, египетских жрецов и халдейских мудрецов.
Ключевые слова: Ньютон, символ, символизм, сакральный знак, библейский символизм, герменевтика, семиотика, архитектурный символ, архитектурный иероглиф, христианская неканоническая проповедь, литературная проповедь, христианская гомилетика, религиозно-научная гомилетика,
Библиография:
Аванесов 2007 – Аванесов С. С. Эмпедокл: божественность и самоубийство // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2007. Т. 1. № 2. С. 147–171.
Аванесов 2017 – Аванесов С. С. Иерусалимская топика: Западная Сибирь / Нижняя Силезия // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 4 (14). С. 65–89.
Аванесов 2018 а – Аванесов С. С. Городское пространство как антропологический феномен // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 2 (16). С. 10–31.
Аванесов 2018 б – Аванесов С. С. Тело и пряжа. Визуализация метафоры в иконографии Благовещения // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. Т. 12. № 2. С. 523–534.
Афонасина 2018 – Афонасина А. С. Космология и политика в поздних работах Платона // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. Т. 12. № 2. С. 721–734.
Волкова 2018 – Волкова Н. П. Две теодицеи в философии Плотина // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. Т. 12. № 2. С. 582–598.
Месяц 2018 – Месяц С. В. Учение Прокла о надкосмических душах // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. Т. 12. № 2. С. 599–631.
Охоцимский 2018 – Охоцимский А. Д. Иеротопия как принцип и инструмент // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 2 (16). С. 62–85.
Alican 2017 – Alican N. F.No More This than That: Skeptical Impression or Pyrrhonian Dogma? ΣΧΟΛΗ. Ancient philosophy and the classical tradition. 2017. Vol. 11. 1. P. 7–60.
Babson Ms 434 – Newton I. Prolegomena ad lexici prophetici partem secundam in quibus agitur de forma sanctuarij Iudaici. Ms. 434. The Babson College Grace K. Babson Collection of the Works of Sir Isaac Newton, Huntington Library. San Marino, California, USA.
Bauer 2007 – Bauer A. Isaac Newton’s Freemasonry: The Alchemy of Science and Mysticism. New York: Inner Traditions, 2007.
Castro 2018 – Castro L. C. S. Philoponus on the Soul-Harmony Theory. ΣΧΟΛΗ. Ancient philosophy and the classical tradition. 2018. Vol. 12. 1. P. 48–62.
Charbonneau-Lassay 1970 – Charbonneau-Lassay L. The Symbolic Animals of Christianity. London: Stuart and Watkins, 1970.
CUL 1684 – Newton I. De motu corporum in gyrum. Ms. Add. 3965.7, ff. 55–62. Cambridge University Library, Cambridge, UK. 1684.
Darovskikh 2017 – Darovskikh A. A. Aetiology of the Soul-Body Connection in Nemesius of Emesa’s Embryology. Platonic Investigations. 2017. No. 2 (7). P. 147–156.
Dillon 2017 – Dillon J. Paideia Platonikê: Does the later Platonist programme of education retain any validity today? ΣΧΟΛΗ. Ancient philosophy and the classical tradition. 2017. Vol. 11. 2. P. 321–332.
Donskikh 2018 – Donskikh O. A. Splitting concepts: steps of reflection. ΣΧΟΛΗ. Ancient philosophy and the classical tradition. 2018. Vol. 12. 2. P. 402–425.
Dudley 2018 – Dudley J. Plato’s Concept of Chance. Platonic Investigations. 2018. 2 (9). P. 56–71.
Giovannetti 2018 – Giovannetti L.Time, Knowledge and the Telos: Jaakko Hintikka, Interpreter of Plato. Platonic Investigations. 2018. 2 (9). P. 43–55.
Goldish 1998 – Goldish M. Judaism in the Theology of Sir Isaac Newton. Dordrecht: Springer, 1998.
Lima 2018 – Lima P. A. Foucault’s Genealogical Reading of the Alcibiades. Platonic Investigations. 2018. 2 (9). P. 181–192.
Mede 1643 – Mede J. The Key of the Revelation, or The Synchronisme and Order of the Prophecies. London: R. B. Stephens, 1643.
Morrison 2011 – Morrison T. Isaac Newton’s Temple of Solomon and His Reconstruction of Sacred Architecture. Basel: Springer, 2011.
Mróz 2018 – Mróz T.Plato’s Reception in Polish Philosophy (1800–1950): An Outline. Platonic Investigations. 2018. 2 (9). P. 158–180.
MSS. Temp 3. Miss – Newton I. Notes on ancient history and mythology. MSS. Temp 3. Miss. Library of the American Philosophical Society, Philadelphia, Pennsylvania, USA. 1684.
Newton 1737 – Newton I. A Dissertation upon the Sacred Cubit of the Jews and the Cubits of the several Nations. John Greaves. Miscellaneous Works of Mr. John Greaves, Professor of Astronomy in the University of Oxford. Vol. 2. London, 1737. P. 405–433.
Newton 1962 – Newton I. Sir Isaac Newton’s Mathematical Principles of Natural Philosophy and His System of the World. Los Angeles, 1962.
Robinson 1989 – Robinson J. J. Born in Blood: The Lost Secrets of Freemasonry. New York, 1989.
Snobelen 2001 – Snobelen S. D. The Mystery of This Restitution of All Things: Isaac Newton on the Return of the Jews. Millenarianism and Messianism in Early Modern European Culture: The Millenarian Turn. Ed. by J. E. Force and R. H. Popkin. Dordrecht: Kluwer, 2001. P. 95–118.
Snobelen 2005 – Snobelen S. D. The True Frame of Nature: Isaac Newton, Heresy, and the Reformation of Natural Philosophy. Heterodoxy in Early Modern Science and Religion. Ed. by J. Brooke and I. Maclean. Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 223–262.
Szlezák 2016 – Szlezák T. A. Zu Konrad Gaisers Aufsatz über Platons Vorlesung “Über das Gute”. Platonic Investigations. 2016. 2 (5). P. 46–50.
Szlezák 2017 – Szlezák T. A. Hermeneutische Grundprobleme der Platondeutung. Platonic Investigations. 2017. 1 (6). P. 38–63.
Taylor 1967 – Taylor R. Architecture and Magic: Considerations on the Idea of the Escorial. Essays in the History of Architecture Presented to Rudolf Wittkower on his Sixty-fifth Birthday. Ed. by D. Fraser et al. London: Phaidon Press, 1967. P. 89–94.
Vedeshkin 2018 – Vedeshkin M. Bribe and Punishment: To the Question of Persistence of Pagan Cults in Late Antiquity. ΣΧΟΛΗ. Ancient philosophy and the classical tradition. 2018. Vol. 12. 1. P. 259–275.
Vitruvius 1914 – Vitruvius M. P. The Ten Books on Architecture. Transl. and ed. by M. H. Morgan. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1914.
Yahuda Ms 1 – Newton I. Untitled treatise on Revelation. Yahuda Ms. 1. National Library of Israel, Jerusalem, Israel. 1670s.
Yahuda Ms 5 – Newton I. Theological notes. Yahuda Ms. 5. National Library of Israel, Jerusalem, Israel. 1700s.
Yahuda Ms 9 – Newton I. Treatise on Revelation. Yahuda Ms. 9. National Library of Israel, Jerusalem, Israel. 1680s.
Yahuda Ms 13 – Newton I. Miscellaneous theological extracts and notes. Yahuda Ms. 13. National Library of Israel, Jerusalem, Israel. W/o date.
Yahuda Ms 17 – Newton I. Three bundles of notes for a work on the ancients’ physico-theology, related to ‘Theologiæ Gentilis Origines Philosophicæ’. Yahuda Ms. 17. National Library of Israel, Jerusalem, Israel. Early 1690s.
Yahuda Ms 28 – Newton I. Fragments on the kingdoms of the European tribes, the Temple and the history of Jewish and Christian Churches. Yahuda Ms. 28. National Library of Israel, Jerusalem, Israel. 1677.
Yahuda Ms 41 – Newton I. Draft chapters of a treatise on the origin of religion and its corruption. Yahuda Ms. 41. National Library of Israel, Jerusalem, Israel. Early 1690s.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 135 — 155
Скачиваний: 915