МЕСТА НАДЕЖДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЕВРОПЕЙСКОМ ОПЫТЕ ЧУМЫ XIV–XVI ВЕКОВ
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-89-97
Статья посвящена рассмотрению специфического поведения коллектива, отвечающего на переносимый опыт чумы созиданием сакральных сооружений. На отечественном и западноевропейском материале XIV–XVI вв. исследуется колоссальная значимость экзистенциально-онтологической роли данных реакций: творение видимых подтверждений открытости будущего и подтверждение совместности человеческого существования вопреки отчаянию, продуцируемому катастрофой пандемии. Так, автор обращается к примерам отечественной традиции создания обыденных храмов и европейской модели возведения сакральной обетной архитектуры, характерным для периодов чумной пандемии, и анализирует значения таковых для восстановления социальной и темпоральной ткани человеческого существования, предельно истончаемой во время распространения чумы. Сам акт создания таких сооружений представляет собой опыт единения коллектива, преодоления крайней разобщённости, свойственной пандемической ситуации. Смысловой ресурс данной архитектуры – утверждение нерушимости блага даже в обстоятельствах тотальной гибели. Воплощённое в архитектурных формах и передаваемое художественными мотивами интерьеров живое отношение к инстанции блага размыкает инаковость по отношению к захваченной чумой жизни. Присутствие таких форм и мотивов исполняет коллектив переживанием открытости будущего, исчезающего при его проживании устойчивости смертельной угрозы. В работе представлено осмысление продуцируемого данными архитектурными формами уникального опыта, насыщающего настоящее всегда только наступающим и воссоздающего принцип бытия-вместе. Введённые в аналитический оборот материалы подводят к проблеме онтологии надежды.
Ключевые слова: визуальная семиотика архитектуры, сакральное пространство, эпидемия, ритуалы общности, жертвенность, темпоральность, открытость будущего, обыденные церкви, культ святых
Библиография:
Боккаччо 1994 – Боккаччо Д. Декамерон / Пер. с итал. Н. Любимова. Москва, 1994.
Бычков, Бестужев-Рюмин 1889 – Полное собрание русских летописей. Т. 16. Летописный сборник, именуемый летописью Авраамки / Под ред. А. Ф. Бычкова, К. Н. Бестужева-Рюмина. Санкт-Петербург, 1889. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004161963#?page=1 (дата обращения: 21.06.2018).
Дюби 2015 – Дюби Ж. Власть частная, власть публичная // История частной жизни. Т. 2: Европа от феодализма до Ренессанса / Пер. с фр. Е. Решетниковой и П. Каштанова. Москва, 2015. С. 14–55.
Зеленин 1911 – Зеленин Д. К. «Обыденные» полотенца и обыденные храмы. Санкт-Петербург, 1911.
Медведь 2017 – Медведь А. Н. Болезнь и больные в Древней Руси: от «рудомета» до «дохтура». Взгляд с позиций исторической антропологии. Санкт-Петербург, 2017.
Супотницкий, Супотницкая 2006 – Супотницкий М. В., Супотницкая Н. С. Очерки истории чумы. В 2-х кн. Кн. 1. Москва, 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knigogid.ru/books/521832-ocherki-istorii-chumy/toread (дата обращения: 01. 06. 2018).
Трубецкой 1965 – Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках // Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Париж, 1965. С. 7-56.
Флоренский 1995 – Флоренский П. А. Иконостас. Москва, 1995.
Фукидид 1999 – Фукидид. История / Пер. с греч. Ф. Г. Мищенко и С. А. Жебелева. Под ред. Э. Д. Фролова. Санкт-Петербург, 1999.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 89 — 97
Скачиваний: 893