ВИЗУАЛЬНО-СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-62-74
Статья посвящена изучению визуально-семиотических аспектов городской идентичности. Актуальность исследований городской идентичности обоснована её непосредственным воздействием на миграционные установки и миграционное поведение горожан. Городская идентичность содержит устойчивые представления человека о себе как о жителе определённого города, фиксирует эмоциональные и ценностные отношения горожанина к истории и культуре города, к городскому сообществу, влияет на самооценку индивида и его продуктивную деятельность. Целью статьи является анализ визуально-семиотических аспектов городской идентичности. В статье решается ряд исследовательских задач: во-первых, теоретически описана структура городской идентичности; во-вторых, показана структурная взаимосвязь компонентов городской идентичности; в-третьих, выделены визуально-семиотические аспекты в каждом компоненте городской идентичности; в-четвертых, продемонстрировано влияние аффективного и ценностно-смыслового компонента городской идентичности на миграционные установки горожан (практический компонент). Структура городской идентичности состоит из когнитивного, аффективного, ценностно-смыслового и практического компонентов. Когнитивный компонент содержит комплекс объективных представлений о городе, в котором человек живёт, о факторах, влияющих на условия и качество жизни в городе. Визуализация этих представлений отражена в географических картах, графиках, диаграммах, таблицах. В аффективном компоненте городской идентичности происходит эмоционально-чувственное освоение города человеком. Способность города порождать переживания зависит от его истории, культуры, архитектуры. Способность человека переживать город воспитывается. Визуально-семиотический аспект аффективного компонента представлен обликом города, зависит от сложности архитектурных образов, постигается человеком при овладении навыками визуальной коммуникации. Позитивные и негативные эмоции аффективного компонента влияют на жизненные установки горожан (практический компонент городской идентичности). Ценностно-смысловой компонент городской идентичности служит формой согласования представлений людей о городе, выражается в объективированных формах городской культуры. Практический компонент городской идентичности непосредственно влияет на стратегию жизненного выбора горожанина. Специфика визуально-семиотических аспектов городской идентичности проиллюстрирована примерами из классических трудов отечественных и зарубежных исследователей городской культуры, а также конкретными примерами повседневной городской жизни Омска двух десятилетий XXI в. В статье определены причины формирования негативной городской идентичности жителей Омска. Полученные результаты могут стать основой для дальнейших исследований позитивной и негативной городской идентичности. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретиками и практиками городского развития представлений о влиянии городской идентичности на миграционное поведение горожан.
Ключевые слова: город, городская идентичность, структура городской идентичности, визуально-семиотические аспекты городской идентичности
Библиография:
Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Визуальная семиотика города: перспектива исследования городских текстов // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 4 (10). С. 9–22.
Глазьев 2019 – Глазьев К. Омичи, работающие за границей области, перечислили другим регионам 7,1 млрд рублей НДФЛ // Коммерческие вести. 24.07.2019. № 27 (1402).
Горнова 2018 – Горнова Г. В. Структура городской идентичности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3 (20). С. 14–16.
Гревс 1921 – Гревс И. М. Монументальный город и исторические экскурсии: основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры // Экскурсионное дело. 1921. № 1. С. 21–34.
Гутнер 2009 – Гутнер Г. Б. Семиотика // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под общ. ред. И. Т. Касавина. Москва, 2009. С. 853–855.
Джекобс 2011 – Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер. с англ. Л. Мотылёва под ред. А. Курилкина. Москва, 2011.
Козубович 2019 – Козубович С. К. Сегодня строительный комплекс Омской области загружен в среднем только на половину // Коммерческие вести. 31.07.2019. № 28 (1403).
Линч 1982 – Линч К. Образ города / Пер. с англ. В. Л. Глазычева под ред. А. В. Иконникова. Москва, 1982.
Лихачёв 1991 – Лихачёв Д. С. Образ города // Лихачёв Д. С. Книга беспокойств. Воспоминания, статьи, беседы. Москва, 1991. С. 391–414.
Новый Омск 2015 – Метромост (энциклопедическая справка) // Новый Омск. 18 октября 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://newsomsk.ru/news/32927-metromost/ (дата обращения 01.06.019).
Максименко 2011 – Максименко Л. А. Космология в культуре: философско-антропологическое осмысление. Автореферат дис. на соискание уч. степ. д-ра филос. наук. Омск, 2011.
Самохина 2017 – Самохина Г. И. 73-й меридиан начинается в Омске // Национальные приоритеты России. 2017. № 1 (23). С. 61–67.
Свешников 2016 – Свешников А. В. Иван Михайлович Гревс и петербургская школа медиевистов начала ХХ в. Судьба научного сообщества. Москва, Санкт-Петербург, 2016.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 62 — 74
Скачиваний: 1203