МЕДИАТИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-2-160-168
Исследование призвано осветить актуальный вопрос взаимодействия новых медиа и городской среды, в частности – возрастающую роль процессов медиатизации и дигитализации городов арктической зоны европейской части России. Работа имеет междисциплинарный характер: она написана на стыке теории коммуникации, социологии и урбанистики. На основе изученных работ, а также с опорой на эмпирические исследования автор предлагает классификацию форм медиатизации городского пространства. Основное внимание в статье уделяется «формам вовлечения», к которым автор относит такие практики, как городской активизм, создание виртуальных городских сообществ, самоидентификация в городе посредством онлайн-сервисов и мобильных приложений. Утверждается, что данные формы медиатизации являются факторами развития арктических городов. Проведён предварительный анализ активности городских онлайн-медиа арктических центров с помощью применения открытых онлайн-инструментов для определения статистики социальных сетей, а так-же разобраны кейсы «форм вовлечения» (городского онлайн-активизма) в Архангельске и Мурманске как крупнейших городах Европейской части Арктики. В результате выясняется, какое значение и перспективы имеет смена парадигмы от техноцентрической к социальной в управлении городом на примерах данных агломераций. Объясняется, в каком направлении государственные институты городского управления могут быть трансформированы в связи с усилением процессов медиатизации арктических городов в целях эффективности и прозрачности принятия решений. В основе предложения – синергетический, коммуникативный, интерактивный, коллегиальный принципы, свойственные онлайн-формам городского вовлечения. Данная работа является стартом для дальнейшего исследования медиатизации арктических городов и обосновывает необходимость и актуальность данного вопроса.
Ключевые слова: пространство города, медийный город, виртуальные городские сообщества, мобильные толпы, арктические города
Библиография:
Замятина 2016 – Замятина Н. Ю. Арктическая урбанизация как фронтир // Обдория: история, культура, современность. 2016. № 3 (92). С. 114–120.
Кастельс 2004 – Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществу / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург, 2004.
Лапина-Кратасюк 2014 – Лапина-Кратасюк Е. Г. Интерактивный город: сетевое общество и публичные пространства мегаполиса // Микроурбанизм. Город в деталях. Москва, 2014. C. 300–316.
Лапина-Кратасюк, Запорожец 2016 – Лапина-Кратасюк Е. Г., Запорожец О. Н. Цифровые коды российских городов: связи, разрывы и немного о любви к человеку // ШАГИ. 2016.№ 3. С. 103–116.
Маккуайр 2014 – Маккуайр С. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство / Пер. с англ. М. Коробочкина. Москва, 2014.
Маклюэн 2011 – Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. Москва, 2011.
Урри 2012 – Урри Дж. Мобильности / Пер. с англ. Москва, 2012.
Шмелёва 2014 – Шмелёва Е. В. Новые медиа: переписывание или проектирование города? Кейс Foursquare и проекта «Районные блоги» // Социология власти. 2014. 4. С. 137–155.
De Lange, De Waal 2017 – De Lange M., De Waal M. Owning the City: New Media and Citizen Engagement in Urban Design. Urban land use: community-based planning. Ed. by K. Etingoff. Oakville, Waretown, 2017. P. 89–111.
Mitchell 2003 – Mitchell W. J. Me++: The Cyborg Self and the Networked City. Cambridge, MA, 2003.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДОКЛАДЫ
Страницы: 160 — 168
Скачиваний: 897