Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 08.12.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №4 ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ НОВОЕВРОПЕЙСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В РЕНЕССАНСНОЙ ЖИВОПИСИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ НОВОЕВРОПЕЙСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В РЕНЕССАНСНОЙ ЖИВОПИСИ

Шестакова Марина Анатольевна

DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-263-272

Информация об авторе:

Шестакова Марина Анатольевна, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета. Ленинские горы 1, Москва, Россия, 119991. E-mail: m.a.shestakova@yandex.ru

Формирование «философского горизонта» новоевропейской науки осуществлялось не только усилиями научного сообщества. Научная революция Нового времени была подготовлена искусством Альберти, Леонардо и других мастеров эпохи Возрождения. Теория и практика живописи эпохи Возрождения, свидетельствует о визуальной проработке тех философско-мировоззренческих установок, которые в дальнейшем стали основанием новоевропейской науки. Сюда относятся такие принципы как геометризация природы и науки, преодоление аристотелевско-схоластического разрыва между физикой и математикой, между естественным и искусственным, между надлунным и подлунным мирами. Живописцы эпохи Ренессанса вписывают небесное и земное в геометрические формы пирамиды, треугольника и др. В теории и практике ренессансной живописи геометрия признается универсальным законом, действующем как подлунном, так и в надлунным мирах. Математические основания природы разрабатывались мастерами ренессанса в виде теории перспективы и теории пропорций. При этом ренессансная математическая перспектива не извлекалась из постижения явлений, а вносилась в действительный мир в качестве композиционного начала. Это свидетельствует о том, что живописцы Возрождения исходили из априорного тезиса о математическом порядке природы, и старались подтвердить этот тезис на визуальном уровне, через изображение телесного мира с помощью математического закона перспективы и теории пропорций. Ренессансные творцы понимали, что сделанное руками человека и созданное творцом в одинаковой мере подчиняется общим природным законам. Рисунки Леонардо, можно истолковать как визуализацию инженерного мышления, распространенного не только на механизмы, но и на природные объекты, на строение человеческого тела. Анатомический рисунок Леонардо можно интерпретировать как технический чертеж, наглядно демонстрирующий устройство изображенного объекта. В этом отношении рисунки Леонардо предвосхитили формулировку механистического принципа, ставшего одним из основных в новоевропейской науке и утверждавшего отсутствие принципиальной разницы между естественным и механическим. Пример ренессансной живописи показывает, что фундаментальные философско-мировоззренческие представления, а также мировоззренческие сдвиги, переход к новым базовым идеям, касающимся пространства, времени, места человека в универсуме выражаются одновременно несколькими способами. А именно, в визуальных образах и знаково-символической форме, в научных концепциях, в философии, литературе и искусстве определенной эпохи. Между различными культурными практиками, как например, между философией, наукой и искусством, постоянно осуществляется коммуникация, обмен информацией, перевод со знаково-символического языка на образный и наоборот, визуализация не-образной информации.

Ключевые слова: визуальное, новоевропейская наука, живопись Ренессанса, теория перспективы, теория пропорций

Библиография:

Альберти Л. Б. Три трактата о живописи // Мастера искусства об искусстве. Т. 1. Москва – Ленинград: ИЗОГИЗ, 1937. 611 с.

Вавилов С. И. Галилей в истории оптики // Успехи физических наук. 1964. № 83. С. 583–615.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.

Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Научная рациональность и философский разум. Москва: Прогресс-традиция, 2003. 528 с.

Галилей Г. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. Москва: Наука, 1964. 575 с.

Глазычев В. Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. Москва: Советский художник, 1989. 416 с.

Данилова И. Искусство средних веков и Возрождения. Москва: Советский художник, 1984. 272 с.

Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Москва: Мысль, 1989. 654 с.

Зубов В. П. Архитектурная теория Альберти. Санкт-Петербург: Алетейа, 2001. 463 с.

Зубов В. П. Из истории мировой науки. Избранные труды 1921–1963. Санкт-Петербург: Алетейа, 2006. 632 с.

Койре А. Очерки истории философской мысли. Москва: Прогресс, 1985. 281 с.

Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. Москва – Ленинград: Academia, 1935. 480 с.

Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1955. 1021 с.

Ньютон И. Математические начала натуральной философии. Москва: Наука, 1989. 711 с.

Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 1. Москва, Ленинград: Государственное технико-теоретическое издательство, 1933. 303 с.

Pomian K. Vision and cognition // Picturing science producing art / edited by Caroline A. Jones and Peter Galison. Routedge, Taylor & Francis Group, 2013. 518 с.

Serres M. Hermes: literature, science, philosophy. Baltimore, London: The Johns Hopkins University Press. 1982. 168 с.

shestakova_m._a._263_272_4_18_2018.pdf ( 310.9 kB ) shestakova_m._a._263_272_4_18_2018.zip ( 302.88 kB )

Выпуск: 4, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 263 — 272

Скачиваний: 1633

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ