К ВОПРОСУ О ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИИ: РОЛЬ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-12-48
В статье исследуется вопрос визуализации знания и информации, эпистемологического статуса данного процесса в условиях активного развития и применения смарт-технологий. Вопрос о визуализации вообще и визуализации знания в частности носит неоднозначный характер и существует ряд подходов в отношении понимания содержания понятия и способов ее осуществления. Но при всем многообразии подходов обнаруживается их сходство в том отношении, что визуализация знания является субъективной потребностью человека уточнить содержание знания и сделать его осмысленным для себя и других. Визуализировать знание – значит «узнать», «распознать», «расшифровать» то, чем оно наполнено. Без такой составляющей ни познание, ни знание (в качестве результата познания) в принципе не существует. Однако в условиях активного использования смарт-технологий человек сталкивается со все возрастающим объемом информации и совершенствованием способов ее обработки, хранения и распространения. Возникает необходимость уточнения вопроса о сходстве или различии сущности процесса визуализации знания и информации. Решение этого вопроса осуществляется через выявление природы и характеристик информации и знания. Рассматривается ряд философских и научных концепций. Обращение к философским концепциям Платона, Аристотеля позволяет провести аналогию в отношении природы информации и знания через дифференциации различий природы мира идей (эйдосов) и мира вещей. Констатируется, что получаемая модель сталкивается с парадоксальными следствиями, заключающимися в том, что информация и знание имеют разную природу: объективную и субъективную, одна из которых утрачивает свою сущность при попытке связать их друг с другом. Получается, что взаимодействие возможно только при трансформации природы одного из феноменов в природу другого, а это не позволяет в четком виде смоделировать процесс взаимодействия знания и информации. Проводится параллель с современными научными подходами в области естественных наук и информатики (Гейзенберг, Шеннон, Винер), приходящими к аналогичным результатам в изучении природы информации и знания, которые видят в математических программах информационную основу (модель) мира, аналогичную платоновскому миру идей. Получается, что знание обладает субъективной природой, человек формирует знание, а визуализация выступает естественной формой и этапом процесса познания. Информация обладает объективной природой, следовательно, выступает в качестве соответствующей основы нашего мира. Визуализация в этом плане не является естественной формой функционирования информации в отличие от знания, поскольку она существует независимо от человека. Визуализировать информацию становится возможным только в том случае, когда она трансформируется в знание, т. е. меняет свою природу. Смарт-технологии представляют собой процесс, обратный познанию, в ходе которого субъект как источник знания формирует интенции внешнего мира применительно к своим смыслам. Смарт-технологии, чья основная функция заключается в том, что за ними разработчики закрепляют функцию субъекта, направляют познавательный процесс в обратном направлении: от субъекта к внешнему миру, пытаясь трансформировать знание в информацию (самый яркий пример такой трансформации – искусственный интеллект). В таком случае визуализация не играет столь существенной роли, как в познании.
Ключевые слова: визуализация, знание, информация, эпистемология, идея, вещь, смарт-технологии
Библиография:
Аблеев С. Р. Моделирование сознания и искусственный интеллект: пределы возможностей // Вестник Академии экономической безопасности МВД России 2015. № 3. С. 58–64.
Антонов Т. В., Смагин Ю. Е. Эволюция понятия «идея» в философии Платона // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2005. № 2. С. 26–31.
Ардашкин И. Б. Смарт-технологии как феномен: концептуализация подходов и философский анализ. Являются ли смарт-технологии действительно умными? // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2018. № 43. С. 55–68.
Аристотель. Категории. Перевод А. В. Кубицкого. Москва, 1939. 84 с.
Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4-х т.: Т. 1. Ред. В. Ф. Асмус. Москва, 1976. 550 с.
Баумейстер А. Лекции по метафизике. Лекция 9. Главные метафизические модели: Аристотель. Киев, 2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=bUFUK-eNRMA Дата обращения: 16.10.2018.
Гау А. С. Проблема визуализации в контексте аналитической философии сознания // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей II Международной научной конференции, Казань, 24–25 ноября 2016 г. Казань, 2016. С. 38–41.
Гейзенберг В. Физика и философия. Москва, 1989. 132 с. URL: http://www.lib.ru/FILOSOF/GEJZENBERG/physicsandphilosophy.txt Дата обращения: 16.10.2018.
Герасимова И. А. Визуализация, творчество и культурные практики // Визуальный образ (междисциплинарные исследования). Москва, 2008. С. 10–26.
Глик Дж. Информация. История. Теория. Поток. Москва, 2016. 576 с.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. Санкт-Петербург, 2004. 400 с.
Канке В. А. История, философия и методология естественных наук: учебник для магистров. Москва, 2014. URL: https://studme.org/60237/filosofiya/vizualizatsiya_kontseptualizatsiya Дата обращения: 09.10.2018.
Костромина С. Н., Гнедых Д. С. Информация и знание: подходы к пониманию процессов усвоения информации и формированию знаний в обучении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. № 5 (2). С. 5–14.
Латур Б. Визуализация и познание: изображая вещи вместе // Логос. 2017. № 2. С. 96–156.
Палицын В. К вопросу о соотношении понятий «знания», «информация», «данные» // Наука и инновации. 2018. № 2 (180). С. 44–49.
Перевезенцев С. В. Платон. Образовательный портал Слово. URL: https://www.portal-slovo.ru/history/35517.php?ELEMENT_ID=35517&PAGEN_1=2 Дата обращения: 12.10.2018.
Платон. Менон // Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / Общ. ред. А. Ф. Лосева. Москва, 1999. С. 575–612.
Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений в 4-х т.: Т. 3 / Общ. редакция А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. Москва, 1994. С. 421–500.
Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. Москва, 2002. 384 с.
Седякин В. П. Информация и знания // Научные ведомости. 2009. № 8 (63). С. 180–187.
Сокольская В. В. Информационная парадигма современности: эпистемологический аспект // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 9 (17). С. 117–119.
Стризое А. Л, Храпова В. А. Вербальное и визуальное в культуре: иерархия или дополнительность? // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 194–199.
Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. Москва, 1963. 832 с.
Ardashkin I. B. Scientific problem in modern cognition process // Proceedings of the 9th International Scientific and Practical Conference of Students, Post-graduates and Young Scientists – Modern Techniques and Technologies, MTT’ 2003. Tomsk, 2003. 1438221. P. 260–262.
Rowley J. The wisdom hierarchy: representations of the DIKW hierarchy // Journal of Information Science. 2007. № 33 (2). Р. 163–180.
Tylman V. Computer Science and Philosophy: Did Plato Foresee Object-Oriented Programming // Foundations of Science. 2018. № 23. Iss. 1. P. 159–172.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 12 — 48
Скачиваний: 1340