ОБРАЗ-ПАРАДИГМА ИЕРУСАЛИМА В ХРИСТИАНСКОЙ ИЕРОТОПИИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-3-101-113
Образы-парадигмы – это не-иллюстративные образы сакрального. При конструировании сакральных пространств они работают как ментальные модели. При восприятии они актуализируются как эмерджентные образы, опирающиеся на организованную совокупность материальных, образных и смысловых компонентов сакральных пространств. Образ-парадигма нигде не изображён, но присутствует как видение, ментальный образ, возникая из множества согласованных символических ассоциаций. В этой работе я пытаюсь разъяснить это нетривиальное понятие на примере образа Св. Града Иерусалима, который играет фундаментальную роль в христианской иеротопии. Св. Град Иерусалим – это многоликий синтетический образ, включающий как черты реального города-святыни, так и божественное видение Божьего Града на небесах. Суть Иерусалима в теофании. В нём – и центр мироздания, и полюс святости. Как Церковь в целом, так и отдельный храм всегда сопоставлялись с Иерусалимом – не столько формально-символически, сколько по сути и по функции, как место встречи с Богом. Пребывая в литургическом пространстве храма, верующие ощущают себя в Небесном Иерусалиме. В этом суть данного образа, который онтологически отличается от традиционной иконы. Если икона создаёт эффект присутствия святого в сакральном пространстве храма, то здесь требуется создать атмосферу Небесного Града, который сам по себе неизобразим. Это возможно путём создания так называемой пространственной иконы, которая представляет собой пространственный ансамбль элементов, наделённых сакральным смыслом, своего рода сакральную мультимедийную перформативную инсталляцию. Такой пространственной иконой является и сама литургия, в которой образ Небесного Града присутствует как эмерджентный образ, создаваемый организованным образно-символическим ансамблем, элементы которого указывают на ключевые атрибуты Небесного Града. Актуализация этого образа в сакральном пространстве возможна лишь потому, что образ-концепт Небесного Иерусалима уже известен верующим, и во время приобщения к сакральному пространству он как бы вспоминается. Для «напоминания» о Святом Граде используются разнообразные иконографические приёмы, включая изображение архитектурных элементов реального Иерусалима – города-реликвария Гроба Господня, а также использование идеализированной или даже фантастической архитектуры. Обсуждается возможная связь происхождения луковичных глав русских церквей с кувуклием Гроба Господня и с храмом Купола Скалы, а также образ Иерусалима как города многих церквей в архитектонике собора Василия Блаженного. В заключение сопоставляются архитектурные образы Св. Града в западно-европейской готической и в древнерусской традициях.
Ключевые слова: иеротопия, образ-парадигма, Иерусалим, христианство, иконография, храм Соломона, Византия, святой град, сакральное пространство
Библиография:
Bondarenko 1998 – Bondarenko I. On the origin of the onion shape of church domes. Narodnoe zodchestvo. Petrozavodsk, 1998. P. 105–113. In Russian.
Böhme 2017 – Böhme G. The Aesthetics of Atmospheres. Ed. by Jean-Paul Thibaud. London, 2017.
Kuhnel 1987 – Kuhnel B. From the Earthly to the Heavenly Jerusalem. Representations of the Holy City in Christian Art of the First Millennium. Rome, Freiburg, Vienna, 1987.
Lidov 1998 – Lidov A. Heavenly Jerusalem. The Byzantine Approach. Jewish art. Jerusalem, 1998. P. 340–353.
Lidov 2006 – Lidov A. The Creation of Sacred Spaces as a Form of Creativity and Subject of Cultural History. Hierotopy. Creation of Sacred Spaces in Byzantium and Medieval Russia. Ed. by A. Lidov. Moscow. P. 32–58. In Russian.
Lidov 2009 a – Lidov A. Hierotopy: Spatial Icons and Image-Paradigms in Byzantine Culture. Moscow, 2009. In Russian.
Lidov 2009 b – Lidov Alexei. ‘Image-Paradigms’ as a Category of Mediterranean Visual Culture. A Hierotopic Approach to Art History. Crossing Cultures. Papers of the 32nd International Congress in the History of Art. Melbourne, 2009. P. 148–153.
Lidov 2009 c – New Jerusalems. Hierotopy and Iconography of Sacred Spaces. Ed. by A. Lidov. Moscow, 2009. In Russian.
Lidov 2013 – Lidov A. Icons. The World of Holy Images in Byzantium and Rus. Moscow, 2013. In Russian.
Lidov 2014 – Lidov A. The Temple Veil as a Spatial Icon. Revealing an Image-Paradigm of Medieval Iconography and Hierotopy. IKON. 2014. 7. P. 97–108.
Lidov 2017 a – Lidov A. The Priesthood of the Virgin Mary as an Image-Paradigm of Christian Visual Culture. IKON. 2017. 10. P. 9–26.
Lidov 2017 b – Lidov A. Sacred Waters in Ecclesiastical Space. The Rivers of Paradise as an Image-Paradigm of Byzantine Hierotopy. Holy Water in the Hierotopy and Iconograhy of the Christian World. Ed. by A. Lidov. Moscow, 2017. P 159–183. In Russian.
Melnik 2012 – Melnik A. Who has built the Intercession-on-the-Moat Cathedral in Moscow? Reports of the Rostov Museum. 2012. 19. P. 142–154. In Russian.
Mochulsky 1887 – Mochulsky V. Historical and Literary Analsysis of poetry of ‘Golubinaya kniga’. Warsaw, 1887. In Russian.
Rosenau 1979 – Rosenau H. Vision of the Temple. The image of the Temple of Jerusalem in Judaism and Christianity. London, 1979.
Recht 2008 – Recht R. Believing and seeing. The art of Gothic cathedrals. Chicago, 2008.
Simsky 2013 – Simsky A. The Image-Paradigm of the Fire of God in the Bible and in the Christian Tradition. Hierotopy of Light and Fire in the Culture of the Byzantine World. Ed. by A. Lidov. Moscow, 2013. P. 45–81. In Russian.
Simsky 2016 a – Simsky A. Image-paradigms in Religious Culture. Interdisciplinaryresearches of culture. 2016. 8. P. 36–44. In Russian.
Simsky 2016 b – Simsky A. Image-paradigms in Hierotopy: Ontological and Functional Aspects. Diogenes’ Lantern: The Human Being in Diversity of Practice (International Anthropological Journal). 2016. Vol. 2. P. 355–374. In Russian.
Simsky 2016 c – Simsky A. The Imagery of the Gothic Cathedral: a Hierotopic Approach. ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of visual semiotics. 2016. 3 (9). P. 9–24. In Russian.
Simsky 2017 – Simsky A. Image-paradigms in Hierotopy: Sacred Spaces as Communicating Media. Annual conference of the European Association of the Study of Religion EASR-2017. Leuven, 2017. URL: https://www.academia.edu/34663306/Image-paradigms_in_Hierotopy_Sacred_Spaces_as_Communicating_Media
Simsky 2018 – Simsky A. Hierotopy as Principle and Instrument. ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of visual semiotics. 2018. 2 (16). P. 62–85. In Russian.
Stookey 1969 – Stookey L. The Gothic Cathedral as the Heavenly Jerusalem: Liturgical and Theological Sources. Gesta. 1969. 8, 1. P. 35–41.
Zagraevsky 2018 – Zagraevsky S. About Scientific Validity of Hierotopy. ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of visual semiotics. 2018. 1 (15). P. 49–69. In Russian.
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 101 — 113
Скачиваний: 1538