Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 08.12.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №3 УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО В ГОРОДАХ СИБИРИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО В ГОРОДАХ СИБИРИ

Собонь Гжегож

DOI: 10.23951/2312-7899-2018-3-88-100

Информация об авторе:

Grzegorz Soboń, Uniwersytet Wrocławski, Instytut Kulturoznawstwa. Pl. Uniwersytecki 1, Wrocław, Poland, 50-137. E-mail: sobongrzegorz1990@gmail.com

Автор статьи исследует уличное искусство в некоторых городах Сибири как этическую мотивацию визуальной интеграции в общественное пространство. Автор выясняет начало этих явлений – как в мире, так и в России – с исторической точки зрения. Надписи, граффити, street art рассматриваются как проявления ценностей, разделённых по трём категориям: индивидуальные, вовлечённые, глобальные паттерны. Уличное искусство в городах Сибири направлено на изменение социальной, политической и, самое главное, аксио-семиотической формы городского пространства. Статья представляет собой попытку предложить исследование уличного искусства и настенных изображений как визуальных текстов на примере городов Сибири. Как эти визуальные явления существуют в городском пространстве восточной части России? Как они относятся к городскому пространству? Воспроизводят ли они городское пространство? Творят ли они визуальный образ городского пространства или создают иллюзию уникальности места? Где и кем они созданы и по каким причинам? Уличное искусство может быть индивидуальным опытом, вовлечённой активностью, политическим и социальным, глобальным и местным. Граффити можно рассматривать как мемориалы или как форму коммуникативного пространства, в котором обнаруживаются даже скрытые общественные проблемы; как проявление ценностей и как форму взаимодействия через символы; как способ борьбы за ценности и убеждения (происходящей по всему миру) в городском пространстве Сибири. В таких городах, как Томск, Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Горно-Алтайск, автор смог увидеть уличное искусство как стремление граждан к эгалитарным изменениям, а именно: доступность искусства, эстетизация зданий, политический дискурс, творение ценностей / базовых идентичностей по месту жительства. Ключом к изучению экзепляров такого искусства является способ представления в них ценностей, социальный и экономический контекст их возникновения, политическая форма борьбы с ними, местная активность и построение / выражение идентичности соседства. Уличное искусство не только способствует эстетизации пространства сибирских городов, но и всё чаще становится выражением и способом реализации ценностей или одним из способов организации общественного пространства обычными людьми.

Ключевые слова: аксио-семиотика, уличное искусство, городское пространство, Сибирь, культура

Библиография:

Bushnell 1990 – Bushnell J. Moscow Graffiti: Language and Subculture. Boston, 1990.

Sławek-Czochra 2013 – Sławek-Czochra M. Graffiti jako forma twórczości i przejaw tożsamości. Lublin, 2013.

Zimberg 2012 – Zimberg Alexis M. The spray can is mightier than the sword: street art as a medium for political discourse in the post-soviet region. Washington, DC, 2012.

Выпуск: 3, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 88 — 100

Скачиваний: 1484

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ