ФИЛОСОФИЯ ПОИСКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ЧУДА ПО-РУССКИ В ФИЛЬМЕ ДАНИИЛА ЗИНЧЕНКО «ЭЛИКСИР»
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-2-151-174
В статье выявляются особенности современного российского кинематографа, позволяющие ему быть специфической формой философского и визуально-антропологического национального самопознания. На художественно-визуальном материале фильма Даниила Зинченко «Эликсир» исследуются основные интеллектуальные, эмоциональные и духовные особенности российского менталитета. В качестве ключевых элементов российского национального мышления и поведения авторы выделяют стремление к материализованному чуду, веру в обретение искомого и желаемого с помощью овеществления духовных ценностей и идей в материальные объекты. Отмечаются романтизм, ориентация на высокие нравственные идеалы, пренебрежение материальными благами, мистическое упование на судьбу, обращённость к Богу, свойственные русской душе и характеру. Анализируется проблема жанровой отнесённости фильма Даниила Зинченко, вскрываются его повествовательные структуры, обнаруживаются элементы интертекстуальности – цитаты, аллюзии, реминисценции. Авторы подробно рассматривают специфику визуального языка и символики «Эликсира», его мифологические мотивы, архетипические образы, дискурс «текстов в тексте».
Ключевые слова: визуальная антропология, семиотика кино, россие-ведение, национальное самопознание, менталитет, Даниил Зинченко, фильм «Эликсир», реалогия, чудо, поиск
Библиография:
Аверинцев 1988 – Аверинцев С. С. Красота как святость // Курьер. 1988. Июль. С. 12–13.
Вирасетакун 2016–Вирасетакун Апичатпонг. «Цикл сна длится 90 минут – так же, как и фильм». Интервью Марии Кувшиновой // Сеанс. 2015. 19 мая.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://seanse/ru/blog/ (дата обращения: 05.05.2016).
Вирасетакун2017–Вирасетакун Апичатпонг. Фиксация сновидений.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.cineticle.com (дата обращения: 12.04.2017).
Волчек2016 – ВолчекД. Черти против космонавтов //Культурный дневник. 2016. 6 марта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svoboda.mobi/a/27589645.html (дата обращения: 5.06.2016).
Долин 2017 – Долин А. Миротворец. Портрет Апичатпонга Вирасетакуна // Искусство кино. 2010. № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2010/11/n11-article12 (дата обращения: 23.01.2017).
Лаурен 2010 – Лаурен А.-Л. У них что-то с головой, у этих русских / Пер. со швед. Москва, 2010.
Платонов 2017 – Платонов А. П. Котлован.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ilibrary.ru/text/1010/p.1/index.html (дата обращения: 18.06. 2017).
Плахов 2017 – Плахов А. Квентин Кустурица isnomore // OpenSpace.ru.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://os.colta.ru/cinema/projects/8787/details/16707/?expand=yes#expand (дата обращения: 14.03. 2017).
Пропп 1998 – Пропп В. Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки / Сост., ред., комм. И. В. Пешкова. Москва, 1998.
Рис 2005 – Рис Н. «Русские разговоры»: Культура и речевая повседневность эпохи перестройки / Пер. с англ. Н. Н. Кулаковой, В. Б. Гулиды. Предисл. И. Утехина. Москва, 2005.
Романенко 2017 – РоманенкоКс. «Кино не является искусством»: Олег Аронсон о преимуществе восприятия над пониманием // Теории и практики. 2014. 12 февраля.[Электронный ресурс]. Режимдоступа: https://theoryandpractice.ru/posts/8489-cinema_no_art (дата обращения: 2.02.2017).
Шипулина 2014 – Шипулина Н. Б. Реалогическая парадигма в российской философии культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического унивеситета. Серия: Социально-экономические науки и искусство. 2014. № 8 (93). С. 38–43.
Щеглова 2000 – Щеглова Л.В. Судьбы российского самопознания (П. Я. Чаадаев и Н. В. Гоголь). Волгоград, 2000.
Эликсир 2015 –Новости производства. Эликсир // CineFantom. 03.09. 2015. [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www.cinefantomclub.ru/filmy/novosti-proizvodstva/2427-ekspeditsiya-eliksir.html (дата обращения: 12.12.2015).
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 151 — 174
Скачиваний: 1530