САКРАЛЬНАЯ ТОПИКА РУССКОГО ГОРОДА (5). СОБОР И ВОРОТА
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-1-70-92
В этой статье я продолжаю исследование сакральной топики традиционного русского города. Здесь я выясняю синтаксическое значение архитектурного ансамбля «собор – ворота». В статье показано, что основная семиотическая функция городского собора заключается в визуальном обозначении сакрального центра города, выражающего собой идею начала и центра обитаемого мира. Будучи определённым образом структурирован в своём внутреннем объёме, собор выступает также в качестве доминирующего архитектурного элемента, придающего упорядоченность всему городскому пространству. Динамика соборного интерьера, распространённая на город в целом, сообщает городской топике свойство «переходности», движения, пространственной неравномерности. Такая гетерогенность городской жизненной среды оптически выражена как иерархическое «сгущение» священного пространства от периферии к центру (концентричность); направление этого нарастания сакральности задано двумя позиционными доминантами – главным входом в город и кафедральным собором. В Киеве князя Ярослава эти позиции занимают собор Святой Софии и Золотые ворота. Указанная градостроительная «схема», воспроизводимая практически во всех русских городах и монастырях, соответствует пространственной структуре Эдемского сада, израильского походного «стана», исторического Иерусалима и Небесного Града. Русский город, организованный согласно описанному «типу» (А. Росси), является многослойной пространственной иконой, архитектурной репрезентацией и конкретным воплощением архетипического сакрального пространства.
Ключевые слова: визуальная семиотика, восточное христианство, город, сакральная архитектура, визуальная организация пространства, центр, концентричность, собор, ворота
Библиография:
Аванесов 2015 – Аванесов С. С. Визуально-антропологические коннотации в онтологии Парменида (1) // ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Том 9. Вып. 2. С. 292–305.
Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 1 (7). С. 71–114.
Аванесов 2017 а – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (4). Интерьер Софийского собора: семантика ворот // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 3 (13). С. 45–70.
Аванесов 2017 б – Аванесов С. С. Иерусалимская топика: Западная Сибирь / Нижняя Силезия // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 4 (14). С. 65–89.
Аверинцев 2006 – Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Аверинцев С. С. София–Логос. Киев, 2006. С. 548–591.
Азгальдов 1978 – Азгальдов Г. Г. Численная мера и проблемы красоты в архитектуре. Москва, 1978.
Арнхейм 1984 – Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / Пер. с англ. В. Л. Глазычева. Москва, 1984.
Балакина 2007 – Балакина Л. А. Идеальные архитектурные пространства в библейских текстах: Райский сад, стан Израильский, Иерусалим Небесный // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2007. № 3. С. 16–26.
Бюхли 2017 – Бюхли В. Антропология архитектуры / Пер. с англ. Харьков, 2017.
Вагнер 1980 – Вагнер Г. К. Старые русские города. Москва, Лейпциг, 1980.
Василик 2005 – Фотий, патр. Константинопольский. Гомилия 10: На освящение церкви Богоматери Фаросской Большого императорского дворца (864 г.) / Пер., предисл., прим. В. В. Василика // Византийский мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. Москва, 2005. С. 101–104.
Гуляницкий 1993 – Древнерусское градостроительство Х–ХV веков / Общ. ред. Н. Ф. Гуляницкого. Москва, 1993.
Даниил 2010 – Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли // Памятники общественной мысли древней Руси. Том 1: Домонгольский период. Москва, 2010. С. 89–140.
Иконников 1985 – Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. Москва, 1985.
Ингарден 1962 – Ингарден Р. Исследования по эстетике / Пер. с польск. А. Ермилова, Б. Фёдорова. Москва, 1962.
Кавтарадзе 2016 – Кавтарадзе С. Анатомия архитектуры. Москва, 2016.
Лебедев 1995 – Лебедев Л., прот. Москва патриаршая. Москва, 1995.
Лефевр 2002 – Лефевр А. Производство пространства / Пер. с фр. С. А. Эфирова // Социологическое обозрение. 2002. Том 2. № 3. С. 27–29.
Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009.
Лидов 2011 – Лидов А. М. Вращающийся храм. Иконическое как перформативное в пространственных иконах Византии // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и древней Руси. Москва, 2011. С. 27–51.
Лидов 2013 – Лидов А. М. Драматургия Огня и Света как вид иеротопического творчества // Иеротопия Огня и Света в культуре византийского мира. Москва, 2013. С. 8–19.
Липовецки 2001 – Липовецки Ж. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме / Пер. с фр. В. В. Кузнецова. Санкт-Петербург, 2001.
Лихачёв 1966 – Лихачёв Д. С. Принцип ансамбля в древнерусской эстетике // Культура древней Руси. Москва, 1966. С. 118–120.
Лотман 1984 – Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Учёные записки Тартуского государственного университета. 1984. Вып. 664. С. 30–45.
Робежник 2017 – Робежник Л. В. Надвратные храмы монастырей Великого Новгорода XII–XV вв. // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 1 (11). С. 27–40.
Росси 2015 – Росси А. Архитектура города / Пер. с ит. А. Голубцовой. Москва, 2015.
Трубецкой 1993 – Трубецкой Е. Н. Два мира в древнерусской иконописи // Философия русского религиозного искусства ХVI–ХХ вв. Москва, 1993. С. 220–246.
Элиаде 1994 – Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр. Н. К. Гарбовского. Москва, 1994.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 70 — 92
Скачиваний: 1010