О НАУЧНОЙ ОБОСНОВАННОСТИ ИЕРОТОПИИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-1-49-69
Академик С. В. Заграевский провёл всесторонний анализ методологии и областей применения иеротопии, определяемой и как особый вид творческой деятельности по созданию так называемых «сакральных пространств», и как специальная область историко-культурных исследований, в которой выявляются и анализируются примеры этой деятельности. Иеротопия – крайне широкое понятие, применимое практически к любым научным дисциплинам: и к истории архитектуры и градостроительства, и к культурологии, и к этнографии, и к философии, и к искусствознанию, и к музыковедению, и к религиоведению, и к политологии, и к одорологии (науке о запахах), и ко многим другим, вплоть до «мистических знаний». Автор выразил сомнения в научной обоснованности и практической ценности иеротопии и отметил, что она является обобщённым теоретическим наслоением, способным породить научные достижения лишь в той степени, в которой находится в рамках традиционных научных дисциплин. «Надстройка» в виде акта веры в то, что едва ли не любой артефакт является частью некоего «сакрального пространства» (то есть имеет некий «высший потусторонний смысл»), является недоказанной, следовательно, неубедительной, следовательно, излишней, следовательно, вредной, так как перегружает научный текст и противоречит «бритве Оккама» – «не следует множить сущности без необходимости». Научный текст должен быть предельно универсальным и не вызывать идеологического неприятия у тех читателей, которые не исповедуют веру автора этого текста. Этого требует элементарная научная этика.
Ключевые слова: иеротопия, методология, архитектура, градостроительство, научное исследование культуры
Библиография:
Алфёрова 1969 – Алфёрова Г. В. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона // Архитектурное наследство. Вып. 18. Москва, 1969. С. 30–44.
Бакалова 2012 – Бакалова Э. Иеротопия. Новые интерпретационные стратегии в изучении сакральных пространств // Византийский Временник. 2012. № 71 (96). С. 319–325.
Беляев 1994 – Беляев Л. А. Древние монастыри Москвы (кон. XIII – нач. XV вв.) по данным археологии. Москва, 1994.
Беляев 2009 – Беляев Л. А. Иеротопия православного праздника: о национальных традициях в создании сакральных пространств // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Москва, 2009. С. 259–269.
Бігун 2013 – Бігун О. Образ-парадигма християнського храму у творчості Тараса Шевченка // Славянскія літературы ў кантэксце сусветнай: да 900-годдзя Кірыла Тураўскага і 200-годдзя Тараса Шаўчэнкі: марэрыялы ХІ Міжнар. навук. канф. (Мінск, 24–26 кастр. 2013 г.). Мінск, 2013. Ч. 1. С. 28–32.
Бобров 2014 – Бобров А. А. Святые и целительные источники России. Москва, 2014.
Брунов 1928 – Брунов Н. И. О хорах в древне-русском зодчестве // Труды Секции теории и методологии (социологической) РАНИОН. Вып. 2. Москва, 1928. С. 93–97.
Бычков 2013 – Бычков Д. М. Топография сакрального плана в художественной картине мира агиоромана Д. М. Балашова «Похвала Сергию» (иеротопический аспект) // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2013. № 2 (56). С. 92–99.
Воронин 1961 – Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV вв. Том 1. Москва, 1961.
Воронин 1967 – Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. Москва, 1967.
Гладкая 2014 – Гладкая М. С. Священные воды в пространственной иконе Покрова на Нерли // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва, 2014. С. 112–115.
Годованец 2011 – Годованец А. Ю. Икона из света в пространстве Св. Софии Константинопольской // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. Москва, 2011. С. 119–142.
Грибунина 2008 – Грибунина Н. Г. Иеротопия новозаветного храма в контексте христианского культового действа // Вопросы культурологии: научно-практический и методический журнал. 2008. № 8. С. 56–59.
Давыдов 2012 – Давыдов И. П. От иконописи – к иконике (критический анализ эписистемы православной иконологии) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Богословие, философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 49–58.
Демчук 2008 – Демчук Р. В. Храм Софії у символічному просторі Русі-України. Киïв, 2008.
Домбраускене 2013 – Домбраускене Г. Н. Религиозная символика в иеротопии протестантизма // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013.№ 3. С. 223–227.
Заграевский 2008 а – Заграевский С. В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли // Материалы областной краеведческой конференции (20–21 апреля 2007 г.). Владимир, 2008. Том 2. С. 3–12.
Заграевский 2008 б – Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Александровской слободы. Москва, 2008.
Заграевский 2008 в – Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Москва, 2008.
Заграевский 2008 г – Заграевский С. В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. Москва, 2008.
Заграевский 2009 – Заграевский С. В. Боголюбовский архитектурный ансамбль конца 1150-х – начала 1170-х годов: вопросы истории и реконструкции // Памяти Андрея Боголюбского. Сборник статей. Москва, Владимир, 2009. С. 141–167.
Заграевский 2010 – Заграевский С. В. Дворцово-храмовый комплекс Василия III в Александровской слободе и его место в типологическом развитии царской усадьбы XVI века // Материалы XV межрегиональной краеведческой конференции (16 апреля 2010 г.). Владимир, 2010. С. 346–369.
Заграевский 2012 – Заграевский С. В. Некоторые вопросы организации древнерусского строительства // Материалы XVI межрегиональной краеведческой конференции (28 апреля 2011 г.). Владимир, 2012. С. 292–302.
Заграевский 2013 – Заграевский С. В. Великокняжеский замок в Боголюбове: опыт графической реконструкции // Материалы XVII межрегиональной краеведческой конференции (20 апреля 2012 г.). Владимир, 2013. Том 1. С. 296–312.
Заграевский 2014 – Заграевский С. В. Троицкая, ныне Покровская, церковь в Александровской Слободе – первый каменный шатровый храм Древней Руси. Новые исследования. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusarch.ru/zagraevsky41.htm (дата обращения: 08.01.2018).
Заграевский 2015 – Заграевский С. В. Историческая топография домонгольского Владимира. Москва, 2015.
Заграевский 2016 – Заграевский С. В. Вопросы ранней истории Покровского монастыря на Нерли. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusarch.ru/zagraevsky50.htm (дата обращения: 09.01.2018).
Зеленская 2009 – Зеленская Г. М. Новый Иерусалим под Москвой. Аспекты замысла и новые открытия // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009. С. 745–773.
Иеротопия 2006 – Иеротопия как новое направление историко-культурных исследований. Материалы круглого стола, проведенного Центром украинистики и белорусистики на историческом факультете МГУ 26.11.2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/hierotopy_mgu.htm (дата обращения: 10.01.2018).
Ильин 1959 – Ильин М. А. Каменное зодчество третьей четверти XVII века // История русского искусства. Том 4. Москва, 1959. С. 153–216.
Ильин 1963 – Ильин М. А. Основы понимания архитектуры. Москва, 1963.
Иоаннисян и др. 1997 – Иоаннисян О. М., Торшин Е. Н., Зыков П. Л. Церковь Бориса и Глеба в Ростове Великом // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век. Санкт-Петербург, 1997. С. 229–251.
Кавельмахер 1995 – Кавельмахер В. В. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы: Сборник статей. Владимир, 1995.
Кавельмахер 2008 – Кавельмахер В. В. Древности Александровой Слободы: Сборник научных трудов. Москва, 2008.
Кавельмахер, Панова 1995 – Кавельмахер В. В., Панова Т. Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского кремля // Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. Москва, 1995. С. 66–83.
Кириченко 2009 – Кириченко Е. И. Храм и город. О содержательно-структурном единстве русского сакрального пространства // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Москва, 2008. С. 285–315.
Кудрявцев 2001 – Кудрявцев М. П. Третий Рим / Публ. Т. Н. Кудрявцевой // Три Рима. Москва, 2001. С. 407–440.
Кудрявцев, Кудрявцева 1998 – Кудрявцев М. П., Кудрявцева Т. Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм // К Свету. 1998. № 17. С. 65–87.
Кудрявцева, Кудрявцев 1996 – Кудрявцева Т. Н., Кудрявцев М. П. Красная площадь – храм под открытым небом // Москва. 850 лет. Том 1. Москва, 1996. С. 170–174.
Лепахин 2002 – Лепахин В. В. Икона и иконичность. Санкт-Петербург, 2002.
Лидов 2006 – Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Москва, 2006. С. 9–58.
Лидов 2009 – Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009.
Лидов 2014 – Лидов А. М. «Райские реки» и иеротопия византийского храма // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва, 2014. С. 52–60.
Максимов 1947 – Максимов П. Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV–XVII вв. Новые исследования. Москва, 1947. С. 8–32.
Милютина 2011 – Милютина М. Н. Священный хронотоп культурного ландшафта Русского Севера. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тула, 2011.
Млечко 2008 – Млечко А. В. Иеротопия: Построение сакральных пространств в романе Б. К. Зайцева «Дом в Пасси» (по страницам «Современных Записок») // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 7. 2008. С. 78–93.
Мокеев 2012 – Мокеев Г. Я. Якоже Горний Иерусалим. Воплощение символа Горнего Иерусалима в архитектуре русских городов. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusarch.ru/mokeev7.htm (дата обращения: 08.01.2018).
Мокеев 2013 – Мокеев Г. Я. Страна-город Русь. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusarch.ru/mokeev8.htm (дата обращения: 08.01.2018).
Мороз 2009 – Мороз А. Б. «Святые» и «страшные» места. Создание сакрального пространства в традиционной культуре // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Москва, 2009. С. 270–291.
Охоцимский 2015 – Охоцимский А. Д. Святая вода, Реформация и протестантская иеротопия // Живоносный источник. Вода в иеротопии христианского мира. Москва, 2015. С. 685–724.
Петрухин 2006 – Петрухин В. Я. Иеротопия Русской земли и начальное летописание // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Москва, 2006. С. 480–490.
Подъяпольский 1983 – Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. Москва, 1983. С. 34–50.
Рожнятовский 2014 – Рожнятовский Вс. М. Свет как вода: изображение воды и эффекты освещения // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва, 2014. С. 116–119.
Седов 2014 – Седов Вл. В. Боголюбовский киворий и его византийские аналоги // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва, 2014. С. 110–111.
Селезнёв 2013 – Селезнёв А. Г. Исламские культовые комплексы астана в Сибири как иеротопии: сакральные пространства и религиозная идентичность // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 2 (21). С. 111–119.
Тимофеева 2005 – Тимофеева Т. П. К вопросу о пятиглавии Успенского собора Андрея Боголюбского во Владимире // Материалы краеведческой конференции 2004 г. Владимир, 2005. С. 27–34.
Тимофеева, Новаковская-Бухман 2003 – Тимофеева Т. П., Новаковская-Бухман С. М. Церковь Покрова на Нерли. Москва, 2003.
Хрушкова 2014 – Хрушкова Л. Г. Раннехристианская базилика с трехчастным святилищем: крещальня в литургическом пространстве // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва, 2014. С. 42–45
Чаковская 2014 – Чаковская Л. С. Вода в Иерусалимском Храме и древних синагогах // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва, 2014. С. 26–29.
Чегодаев 2009 – Чегодаев М. А. Иеротопия древнеегипетского саркофагa // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Москва, 2009. С. 18–37.
Шукуров 2010 – Шукуров Р. М. Создание сакральных пространств. Две новые публикации // Византийский временник. 2010. Т. 69 (94). С. 370–374.
Щедрина 2009 – Щедрина К. А. Саввино-Сторожевский «Иерусалим» // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009. С. 804–828.
Isar 2009 – Isar N. Vision and Performance: A Hierotopic Approach to Contemporary Art // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Москва, 2009. С. 341–375.
Isar 2014 – Isar N. Byzantine Parthenogenesis as Hierotopy of Fluid Brilliance // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва, 2014. С. 64–66.
Livanos 2014 – Livanos N. The Protective Water and Miraculous Icons: an Aspect of Hierotopy on Mount Athos // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва, 2014. С. 89–91.
Tsuji 2011 – Tsuji Sh. Creating an Iconic Space. The transformation of Narrative Landscape // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. Москва, 2011. С. 627–642.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 49 — 69
Скачиваний: 1180