НОВЫЙ ГОД И ЕГО АТРИБУТЫ В СОВЕТСКИХ И ПОСТСОВЕТСКИХ УЧЕБНИКАХ (НА ПРИМЕРЕ АРМЕНИИ И РОССИИ)
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-1-10-33
В статье описывается трансформация и инвариантность праздника «Новый год» и его атрибутики. Эмпирическим материалом для данного исследования послужили советские и постсоветские школьные учебники, изданных в Армении и в России. Выбор эмпирического материала обусловлен тем соображением, что школьные учебники, особенно в тоталитарных и авторитарных государствах, являются индикаторами политических изменений, поскольку система образования находится в сильной зависимости от политического поля. Анализ эмпирического материала показал, что в выбранных учебных текстах Дед Мороз проявляет себя в роли недоброго, наказывающего Мороза, дарителя, мудрого старца, знающего циклическую очерёдность времён года, носителя народной мудрости, демиурга, а также персонажа, украшающего зимнюю природу. Снегурочка в учебниках советской и постсоветской эпохи представлена в фольклорном материале и является фоновым персонажем в контексте Деда Мороза. В учебном материале советской эпохи фигурируют не идеологизированные, а в большей степени зверообразные игрушки. Гастрономические игрушки-подарки в советскую эпоху носили утилитарный характер и были знаками «изобилия» указанной эпохи; они доставались детям на праздник в качестве подарка. Новогодние игрушки постсоветской эпохи в основном визуализируются в стиле минимализма и имеют геометрические формы. Главная отличительная особенность постсоветских учебников состоит в том, что в армяноязычных ярко выражены христианские мотивы, чего нельзя сказать о российских учебниках постсоветской эпохи.
Ключевые слова: Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, новогодние игрушки, новогодняя ёлка, ёлка как вид праздника, праздник и вожди пролетариата, советские учебники, постсоветские учебники, микроистория
Библиография:
Бабаян и др. 2002 – Бабаян Т. А., Егиазарян М. А., Лалалянц С. Г. Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы. Ереван, 2002.
Багдасарян и др. 1990 – Багдасарян Н. Б., Байбуртян Н. А., Геодакян И. М. Русский язык: Учебник для III класса одиннадцатилетней армянской школы. Изд. 2-е. Ереван, 1990.
Байбуртян и др. 1984 – Байбуртян Н. А., Геодакян И. М., Корнейчук С. И. Русский язык. Учебник для подготовительного класса армянской школы и подготовительных к школе групп армянских детских садов. Ереван, 1984.
Безрогов, Маркарова 2014 – Безрогов В. Г., Маркарова Т. С. Стабильный, изменчивый, историчный // «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры / Под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой. Москва, 2014. С. 5–8.
Бунаков 1907 – Бунаков Н. Ф. В школе и дома. Книга для чтения, применённая к преподаванию родного языка в начальных училищах. Ч. 1: Второй год обучения. Изд. 40-е. Москва, 1907.
Бунеев, Бунеева 2005 – Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве. Книга для чтения в 3-м классе. Ч. 2. Изд. 3-е. Москва, 2005.
Вахтеров, Вахтерова 1907 – Вахтеров В. П., Вахтерова Э. О. Мир в рассказах для детей. Первая после букваря книга для классного чтения в начальных классах. Изд. 10-е. Москва, 1907.
Голованова и др. 1999 – Голованова М. В., Горецкий В. Г., Климанова Л. Ф. Родная речь: Учебник для учащихся начальной школы. Книга 3. Часть 2. Изд. 5-е. Москва, 1999.
Голованова и др. 2003 – Голованова М. В., Горецкий В. Г., Шарапова О. Ю. Русское слово плюс. Москва, 2003.
Горецкий и др. 1984 – Книга для чтения: Учебник для 1 класса / Сост. В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, Л. К. Пискунова. Москва, 1984.
Горецкий, Шарапова 2003 – Горецкий В. Г., Шарапова О. Ю. Русская азбука плюс. Москва, 2003.
Граник, Соболева 2003 – Граник Г. Г., Соболева О. В. Путешествие в Страну Книги. Учебное пособие по литературному чтению для 1 класса общеобразовательных учреждений. Санкт-Петербург, 2003.
Дживанян 2016 – Дживанян А. В саду околдованных душ. Теоретические вопросы детской литературы. Ереван, 2016. (На армянском языке)
Дубровская 2014 – Дубровская Е. А. Ожидание чуда: готовимся к Новому году // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2014. № 6. С. 59–64.
Душечкина 2003 – Душечкина Е. Легенда о человеке, подарившем ёлку советским детям // Отечественные записки. 2003. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2003/1/2003_01_28.html (дата обращения: 11.01.2018).
Ерицпохова 2015 – Ерицпохова М. А. Необычный сценарий Нового года в старшей группе детского сада // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2 (4). С. 289–292.
Есаджанян, Байбуртян 1991 – Есаджанян Б. М., Байбуртян Н. А. Русский язык для IV класса одиннадцатилетней армянской школы. Изд. 5-е. Ереван, 1991.
Есаджанян, Баласанян 2014 – Есаджанян Б. М., Баласанян Л. Г. Радуга: Учебник для 3-го класса основной школы. Ереван, 2014.
Есаджанян, Ханзратян 2008 – Есаджанян Б. М., Ханзратян В. М. Солнышко: Учебник для учащихся 3-го класса общеобразовательных школ. Ереван, 2008.
Ефросинина 2006 a – Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва, 2006.
Ефросинина 2006 б – Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Ч. 1. Изд. 4-е. Москва, 2006.
Карапетян 1960 – Карапетян Т. К. Букварь для армянских школ. Изд. 11-е. Ереван, 1960.
Кларк 2002 – Кларк К. Советский роман: история как ритуал. Пер. с англ. Екатеринбург, 2002.
Климанова и др. 2010 – Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1. Изд. 7-е. Москва, 2010.
Кононов 1944 – Кононов А. Т. Ёлка в Сокольниках. 1944. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://revolucia.ru/kononov1.htm (дата обращения: 30.12.2017).
Корнейчук и др. 1974 – Корнейчук С. И., Маркарян З. С., Аристакесян А. Г. Букварь для 2 класса армянской школы. Издание 4-е. Ереван, 1974.
Костаков 2016 – Костаков М. М. Lesson">https://elibrary.ru/item.asp?id=27472003">Lesson scenario “New Year” for primary school // Иностранные языки в школе. 2016. № 11. С. 15–17.
Круглова, Саврас 2010 – Круглова Т. А., Саврас Н. В. Новый год как праздничный ритуал советской эпохи // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2010. № 2 (76). С. 5–14.
Кюркчян, Тер-Григорян 1996 – Кюркчян А., Тер-Григорян Л. Букварь: Учебник для первого класса. Ереван, 1996. (На армянском языке)
Кюркчян, Тер-Григорян 2010 а – Кюркчян А., Тер-Григорян Л. Букварь. Ереван, 2010. (На армянском языке)
Кюркчян, Тер-Григорян 2010 б – Кюркчян А., Тер-Григорян Л. Родной язык. 2 класс. Ереван, 2010. (На армянском языке)
Лыкова 2015 – Лыкова И. Дизайн в детском саду: в преддверии праздника // Обруч. Образование: ребенок и ученик. 2015. № 6. С. 20–22.
Маркарова, Безрогов 2011 – «Букварь – это молот»: Учебники для начальной школы на заре советской власти. 1917–1932. Сборник научных трудов и материалов / Под ред. Т. С. Маркаровой, В. Г. Безрогова. Москва, 2011.
Медведева 2008 – Медведева М. А. Анализ идеальных составляющих праздника «новый год» // Аналитики культурологии. 2008. № 12. С. 59–62.
Мкртчян 2016 – Мкртчян С. Рождество Христово в советскую эпоху (Период большевизма. 1920–1930-е гг.) // Ереванский государственный университет. Ежегодник. Сборник научных статей. Том XI. Ереван, 2016. С. 216–224.
Рамазаева 2010 – Рамазаева Т. Г. Русский язык. 1 класс. Изд. 11-е. Москва, 2010.
Рожков 2014 – Рожков А. Ю. Иммунизация «советскости»: северокавказский букварь как транслятор идеологии (1927–1932 гг.) // «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры / Под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой. Москва, 2014. С. 277–307.
Рожков 2017 – Рожков А. Ю. Визуальные образы «советскости» в школьном букваре 1920–1930-х гг.: контент, структура, динамика // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 57–72.
Симян 2018 – Симян Т. С. Трансформация празднования Нового года в Армении и России (опыт исторического описания) // Идеи и идеалы. 2018. № 1 (35). Tом 2.
Федиенко 2015 – Федиенко В. В. Букварь «Читайка». Москва, 2015.
Хайнце, Хайнце 2014 – Хайнце Кр., Хайнце К. Педагогическая концептуализация понятия «народное единство» в букварях эпохи национал-социализма на примере изображения Адольфа Гитлера (перспективы методики изучения) / Пер. с нем. А. С. Б// «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры / Под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой. Москва, 2014. С. 324–342.
Ханипова 2012 – Ханипова И. И. «Да здравствует Новый советский год» (Политизация новогодней ёлки в Советской России) // Гасырлар Авазы – Эхо веков. 2012. № 3–4. С. 224–232.
Шаповалов 2015 – Шаповалов С. Н. Реорганизация советского праздничного календаря в 1945–1950-е гг. // Общество: Философия, история, культура. 2015. № 1. С. 35–37.
Шмакова и др. 2015 – Шмакова С. И., Фокина Е. В., Высочина Е. В., Прудникова Н. А. Планирование тематической недели «Время года – зима» // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 4 (6). С. 184–191.
Шорохова 2014 – Шорохова О. А. Разработка сценария развлечения детей старшего возраста «Во дворце Деда Мороза» // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2014. № 1. С. 259–262.
Штюрмер 2014 – Штюрмер В. Буквари Восточной Германии (1945–1990): исторический контекст среди критериев анализа содержания школьных учебников // «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры / Под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой. Москва, 2014. С. 343–362.
Simyan, Kacane 2018 – Simyan T., Kacane I. Transformations of New Year Celebration in the Soviet and Post-Soviet Era (on the example of Armenian and Latvian Material) // Feast as a Mirror of Social and Cultural Changes. UK: Cambridge Scholars Publishing, 2018. (Forthcoming)
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 10 — 33
Скачиваний: 1656