ТАРКОВСКИЙ И ХРИСТИАНСТВО
DOI: 10.23951/2312-7899-2017-4-124-145
Предлагаемая вниманию читателя статья Михаила Семёновича Уварова (1955–2013) ранее была опубликована в периодическом издании «Соловьёвские исследования» (2012. Выпуск 3 (35). С. 16–28). Мы воспроизводим этот текст в силу его значимости для визуальной семиотики кино и в продолжение обсуждения творчества знаменитого русского режиссёра в нашем журнале, а также в знак почтения к недавно ушедшему от нас учёному и философу. В статье анализируются христианские аспекты творчества Андрея Тарковского. Рассматриваются проблемы, связанные с интерпретацией идей христианского и православного богословия в кинофильмах Тарковского. Излагаются задачи, стоящие перед русской философией искусства в контексте творчества Тарковского. Выявляется специфика концепта «русская философия искусства». Рассматриваются вопросы религиозной мотивации художественного метода Тарковского. Анализируется конкретное религиозное содержание основных фильмов режиссёра и дискуссионные проблемы его творчества. Раскрываются аспекты трактовки Тарковским «народного христианства» на Руси. Показано, каким образом религиозные мотивы фильмов Тарковского повлияли на современный российский кинематограф. Делается вывод о том, что в творчестве Андрея Тарковского достигается высший синтез сфер человеческого и Божественного, составляющий его основной вклад в мировое искусство. Статья предваряется кратким очерком жизни и философии профессора М. С. Уварова.
Ключевые слова: творчество Андрея Тарковского, философия искусства, религиозное искусство, религиозная философия, Божественное, человеческое, вера, христианство, православие, католицизм, «русская Голгофа»
Библиография:
Алексеев 2010 – Алексеев А. И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480–1510 гг. Санкт-Петербург, 2010.
Антоний 1989 – Антоний (Логинов), игумен. Жертвоприношение Андрея Тарковского. 1989 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://klub-nostalgia.ucoz.com/forum/4-512-1.
Всеволод 2002 – Всеволод, инок. Человек, который увидел ангела // Русскiй инокъ. 2002. № 3 (166). Ноябрь. С. 46–49.
Евлампиев 2001 – Евлампиев И. И. Художественная философия Андрея Тарковского. Санкт-Петербург, 2001.
Евлампиев 2012 – Евлампиев И. И. Художественная философия Андрея Тарковского. Изд. 2-е. Уфа, 2012.
Евтушенко 1995 – Строфы века. Антология русской поэзии / Сост. Е. Евтушенко. Москва, Минск, 1995.
Ежов, Шамшурин 1925 – Русская поэзия ХХ века. Антология русской лирики от символизма до наших дней / Сост. И. С. Ежов, Е. И. Шамшурин. Москва, 1925.
Казин 2010 – Казин А. Л. Верующий гений: основной принцип русской культуры. Санкт-Петербург, 2010.
Пушкин 1947 – Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. Том 6. Москва, 1947.
Тарковский 1989 – «Красота спасёт мир». Интервью с Андреем Тарковским / Чарлз-Генри де Брант. Пер. с англ. М. Чаковской // Искусство кино. 1989. № 2. С. 58–67.
Тарковский 1983 – Тарковский Арс. Стихи разных лет. Москва, 1983.
Тютчев 2004 – Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений. Том 1: Стихи 1813–1849. Москва, 2004.
Уваров 1998 – Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова. Санкт-Петербург, 1998.
Уваров 2011 – Уваров М. С. Поэтика Петербурга. Санкт-Петербург, 2011.
Уваров 2001 – Уваров М. С. Человеческие измерения исповедального слова // Мир Лузофонии. Санкт-Петербург, 2001. С. 271–279.
Уваров, Щербаков 2012 – Уваров М. С., Щербаков А. В. Наследие преподобного Иосифа Волоцкого в истории русской культуры. Saarbrücken, 2012.
Флоренский 1977 – Флоренский П. А. Из богословского наследия // Богословские труды. Сб. 17. Москва, 1977. С. 125–144.
Франк 1992 – Франк С. Л. Духовные основы общества. Москва, 1992.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АРХИВ
Страницы: 124 — 145
Скачиваний: 2683