ВИЗУАЛЬНОЕ (ИЛИ АРХИТЕКТУРНЫЙ ЭКФРАСИС) В ПОЭМЕ ОВИДИЯ «МЕТАМОРФОЗЫ»
DOI: 10.23951/2312-7899-2017-4-105-115
Статья посвящена анализу визуального в литературе античности, которую исследователи считают предтечей развития визуальности Ренессанса и Нового времени. Цель статьи – исследование архитектурного экфрасиса в поэме Овидия «Метаморфозы». Объектом исследования являются описания дворца Феба (Regia Solis) и хижины Филемона и Бавкиды, превращённой в храм (Tecti Philemonis et Baucidis). Экфрасис Regia Solis, будучи переводом визуального кода в вербальный, в тексте поэмы возникает на границе между миром людей и богов, указывая на соединение реальной и ирреальной действительности. Изображение архитектурного объекта возникает постепенно, по мере приближения юного Фаэтона к месту восхода (ortus). Семантика ortus позволяет утверждать, что экфрастическое описание не только реконструирует модель реальной действительности автора, но и является началом, рождением новой действительности. Описание дома Филемона и Бавкиды представляет собой свёрнутый экфрасис, не содержит развёрнутой репрезентации, используется как мотивировка, обобщённый образ, свойственный храмам античной культуры. Собственно архитектурный экфрасис появляется в процессе метаморфозы и также конструирует новую действительность. В статье рассматриваются параметры этой новой действительности, обрамлённой условными границами экфрасиса.
Ключевые слова: визуальное, экфрасис, Овидий, «Метаморфозы», античная литература
Библиография:
Ovid 1961 – Ovidii Nasonis Metamorphoses. Ed. by Rudolf Ehwald, E. Rösch. München, 1961.
Витрувий 2012 – Витрувий. Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф. С. Петровского. Изд. 6-е. Москва, 2012.
Вулих 1996 – Вулих Н. В. Овидий. Москва, 1996.
Жанетт 1998 – Жанетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. Москва, 1998.
Ошеров 2001 – Ошеров С. А. Найти язык эпох: От архаического Рима до русского Серебряного века. Москва, 2001.
Пучков 2008 – Пучков А. А. Поэтика античной архитектуры. Киев: Феникс, 2008.
Рубинс 2003 – Рубинс М. «Пластическая радость красоты»: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. Санкт-Петербург, 2003.
Сальникова 2012 – Сальникова Е. В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора культурологии. Москва, 2012.
Суханов 2003 – Суханов В. А. Проблема эстетической реальности в работах Г. Г. Шпета и М. М. Бахтина // Творческое наследие Густава Густавовича Шпета в контексте философских проблем формирования историко-культурного сознания (междисциплинарный аспект). Томск, 2003. С. 379–386.
Таруашвили 1998 – Таруашвили Л. И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы: К вопросу о культурно-исторических предпосылках ордерного зодчества. Москва, 1998.
Успенский 1995 – Успенский Б. А. Семиотика искусства. Москва, 1995.
Щеглов 2002 – Щеглов Ю. К. Опыт о «Метаморфозах». Санкт-Петербург, 2002.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 105 — 115
Скачиваний: 1821