Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 09.12.2025
Главная Выпуски журнала 2017 Год Выпуск №4 ДОСТОЕВСКИЙ ВО ФРАНЦУЗСКОМ КИНО: К НАЧАЛУ ТРАДИЦИИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ДОСТОЕВСКИЙ ВО ФРАНЦУЗСКОМ КИНО: К НАЧАЛУ ТРАДИЦИИ

Орлова Надежда Хаджимерзановна

DOI: 10.23951/2312-7899-2017-4-90-104

Информация об авторе:

Орлова Надежда Хаджимерзановна Санкт-Петербургский государственный университет. Доктор философских наук, профессор кафедры культурологии. Менделеевская линия 5, Санкт-Петербург, Россия, 630090. E-mail: nadinor@mail.ru

В статье анализируется становление традиции экранизации произведений Достоевского во французском кинематографе. Хронологические рамки представленных иллюстраций очерчиваются двумя событиями в истории французского кино. Начало 30-х годов XX века, когда на экраны вышла первая адаптация: фильм «Преступление и наказание» режиссёра Фёдора Оцепа. И конец 60-х, когда французский режиссёр Робер Брессон предложил собственное прочтение и понимание русского писателя. Показано, что в кинематографе подходы к пониманию философии Достоевского нарабатываются в контексте общей истории «отношений» визуальных искусств Франции с творчеством писателя. Спектакль «Преступление и наказание», который был представлен в конце XIX в. на сцене Театра «Одеон», принимается за точку отсчёта. В статье проблема адаптации произведений Достоевского соотносится с полемикой киноведов о возможностях и перспективах перевода литературной классики на язык кино.

Ключевые слова: семиотика кино, Достоевский, французский кинематограф, французский театр, литература и кино, экранизация

Библиография:

Антуан 1939 – Антуан А. Дневники директора театра / Вступ. ст. А. Г. Мовшенсона. Москва, Ленинград, 1939.

Базен 1972 – Базен А. За «нечистое кино» (В защиту экранизации) // Базен А. Что такое кино. Сборник статей. Москва, 1972. С. 122–146.

Бахтин 1963 – Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва, 1963.

Белова 1988 – Белова Л. И. Достоевский во французском кино // Экран и книга за рубежом: диалектика взаимоотношений. Москва, 1988. С. 9–27.

Бушуева 1983 – Бушуева С. Достоевский на зарубежной сцене // Достоевский и театр. Ленинград, 1983. С. 463–492.

Вайда 2005 – Вайда А. Кино и всё остальное. Москва, 2005.

Гительман 1978 – Гительман Л. Достоевский на сценах Парижа // Гительман Л. Русская классика на французской сцене. Ленинград, 1978. С. 54–77.

Горницкая 1984 – Горницкая Н. С. Кино-литература-театр. К проблеме взаимодействия искусств. Ленинград, 1984.

Долматовская 1983 – Долматовская Г. Примечания к прошлому. Французское кино: отсчёт от военных лет. Москва, 1983.

Дюллен 1958 – Дюллен Ш. Воспоминания и заметки актёра / Пер. с фр. Л. Г. Шпет. Предисл., прим. Н. А. Балашовой. Москва, 1958.

Ерофеев 1993 – Ерофеев В. Мысли о Камю // Камю А. Избранное. Москва, 1993. С. 5–21.

Жид 1994 – Жид А. Достоевский. Эссе / Пер. с фр. Томск, 1994.

Иоскевич 2009 – Иоскевич Я. Сто лет аудиовизуальной культуры Франции. Становление кинокультуры (1895–1939). Санкт-Петербург, 2009.

Кожинов 1973 – Кожинов В. Классика в жизни народов и на экране // Книга спорит с фильмом. Москва, 1973. С. 11–49.

Лепроон 1960 - Лепроон П. Современные французские кинорежиссеры. Москва, 1960.

Лотман 1973 – Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.

Луначарский 1958 – Луначарский А. В. «Братья Карамазовы» на сцене театра «Старой Голубятни» // Луначарский А. В. О театре и драматургии. Избранные статьи. В 2-х томах. Том 2. Москва, 1958. С. 216–221.

Нинов 1986 – Нинов А. Рождение театра Достоевского // Театр Достоевского. Москва, 1986.

Орлова 2014 – Орлова Н. Х. Коллективный «Идиот»: К вопросу об экранизациях романа Ф. М. Достоевского // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 2. С. 65–74.

Орлова 2015 – Орлова Н. Х. Русская литература в итальянском кинематографе // Вестник Томского государственного педагогического университета 2015. № 5 (158). С. 164–170.

Смелянский 1981 – Смелянский А. Испытание Достоевским // Театр. 1981. № 8. С. 89–101.

Хренов 1991 – Хренов Н. Воздействие «эстетических горизонтов» массовой публики на отношения кино и литературы в первые десятилетия XX в. // Экранные искусства и литература: немое кино. Москва, 1991. С. 220–237.

Фелонов 1973 – Фелонов Л. Б. Монтаж в немом кино. Фильмы Люмьера и Мельеса. Москва, 1973.

Финкельштейн 1974 – Финкельштейн Е. Л. Картель четырёх. Французская театральная режиссура между двумя войнами: Ш. Дюллен, Л. Жуве, Г. Бати, Ж. Питоев. Ленинград, 1974.

Юткевич 1981 – Юткевич С. Катехизис Брессона // Кино и время. Вып. 4. Москва, 1981. С. 160–203.

Bergson 1907 – Bergson Henri. L’Evolution créatrice. Paris, 1907.

Copeau, Croué 1911 – Copeau J., Croué J. Les frères Karamazov : Drama en 5 actes d’après Dostoievsky. 2-e éd. Paris, 1911.

Orlova 2014 – Orlova N. H. Letteratura russa nel cinema italiano: una panoramica // Cinergie – il cinema e le altre arti. 2014. 6. P. 57–63.

Orlova 2016 – Orlova Nadezda. The Collective “Idiot”: on Screen Adaptations of Fyodor Dostoevsky’s novel // Парадигма: Философско-культурологический альманах. 2016. Вып. 23. С. 49–58.

Feyder, Rosay 1944 – Feyder Jacques et Rosay Françoise. Le Cinéma, notre métier. Genève, Lausanne, 1944.

orlova_n._k._90_104_4_14_2017.pdf ( 4.12 MB ) orlova_n._k._90_104_4_14_2017.zip ( 4.09 MB )

Выпуск: 4, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 90 — 104

Скачиваний: 2289

Для цитирования:


2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ