САКРАЛЬНАЯ ТОПИКА РУССКОГО ГОРОДА (4). ИНТЕРЬЕР СОФИЙСКОГО СОБОРА: СЕМАНТИКА ВОРОТ
DOI: 10.23951/2312-7899-2017-3-45-70
В этой статье я продолжаю исследование сакральной топики традиционного русского города. Здесь я выясняю семантическую связь между надписью над алтарём киевского Софийского собора и мозаическим изображением Богородицы Оранты в апсиде. Надпись представляет собой цитату из книги Псалтирь и первоначально относится к Иерусалиму как священному городу. Воспроизведение этой цитаты в киевском кафедрале обозначает сакральный статус Киева как нового Иерусалима и «матери» русских городов. Кроме того, фраза «Бог посреди неё» указывает на Богородицу, ставшую «домом» Бога-Слова (или «храмом» Премудрости). Таким образом, икона Оранты, надписанная цитатой из псалма, предстаёт в качестве визуального символа христианского города, в сакральном центре которого находится собор, посвящённый Софии. Изображение Оранты фланкировано сценой Благовещения, расположенной на алтарных столпах. Эта сцена семантически соответствует метафизическому входу Бога в пространство человеческого мира, а конфигурация всего алтарного комплекса репрезентирует собой метафору ворот, отсылающую и к религиозному статусу Девы Марии, и к иеротопической модели визуальной организации пространства восточно-христианского города.
Ключевые слова: визуальная семиотика, восточное христианство, город, сакральная архитектура, визуальная организация пространства, Софийский собор, ворота, Благовещение, семантика, иконография
Библиография:
Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (2). Софийский собор: синтаксис и семантика // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 3 (9). С. 25–81.
Аванесов 2017 – Сакральная топика русского города (3). Семантика интерьера Софийского собора // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 2 (12). С. 30–78.
Аверинцев 2006 – Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Аверинцев С. С. София–Логос. Киев, 2006. С. 548–591.
Азгальдов 1978 – Азгальдов Г. Г. Численная мера и проблемы красоты в архитектуре. Москва, 1978.
Айналов, Редин 1889 – Айналов Д. В., Редин Е. К. Киево-Софийский собор. Исследование древней мозаической и фресковой живописи. Санкт-Петербург, 1889.
Акентьев 1995 – Акентьев К. К. Мозаики киевской Св. Софии и «Слово» митрополита Илариона в византийском литургическом контексте // Византинороссика. Том 1: Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Санкт-Петербург, 1995. С. 75–94.
Белецкий 1960 – Белецкий А. А. Греческие надписи на мозаиках Софии Киевской // Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. Москва, 1960. С. 159–192.
Вагнер 1980 – Вагнер Г. К. Старые русские города. Москва, Лейпциг, 1980.
Губарева и др. 2013 – Губарева О. В., Невзорова Н. Н., Языкова И. К. Благовещение Пресвятой Богородицы. Санкт-Петербург, 2013.
Даниил 2010 – Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли // Памятники общественной мысли древней Руси. Том 1: Домонгольский период. Москва, 2010. С. 89–140.
Данилевский 2008 – Данилевский И. Н. Зарождение государственной идеологии в Древней Руси // Ярослав Мудрый и его эпоха. Москва, 2008. С. 134–152.
Демчук 2013 – Демчук Р. В. Киев – второй Иерусалим. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ippo.ru/ipporu/article/kiev--vtoroy-ierusalim-rv-demchuk-201783 (дата обращения: 06.05.2017).
Иконников 1985 – Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. Москва, 1985.
Иларион 1994 – Иларион. Слово о законе и благодати. Москва, 1994.
Иоанн Дамаскин 1997 – Преп. Иоанн Дамаскин. Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / Пер., комм. свящ. М. Козлова, Д. Е. Афиногенова. Москва, 1997.
Карпов 2010 – Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. Москва, 2010.
Карпов 2015 – Карпов А. Ю. Владимир Святой. Москва, 2015.
Касперавичюс 1990 – Касперавичюс М. М. Функции религиозной и светской символики. Ленинград, 1990.
Квливидзе 2009 – Квливидзе Н. В. «Знамение» // Православная энциклопедия. Том 20. Москва, 2009. С. 271–273. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/199925.html (дата обращения: 03.08.2017).
Кутковой 2007 – Кутковой В. Икона Божией Матери «Знамение». 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/3829.html (дата обращения: 01.08.2017).
Лазарев 1960 – Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. Москва, 1960.
Лазарев 2000 а – Лазарев В. Н. Искусство древней Руси. Мозаики и фрески. Москва, 2000
Лазарев 2000 б – Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. Москва, 2000.
Лидов 1989 – Лидов А. М. Образ «Христа-архиерея» в иконографической программе Софии Охридской // Византия и Русь. Москва, 1989. С. 65–90.
Лидов 1994 – Лидов А. М. Схизма и византийская храмовая декорация // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Санкт-Петербург, 1994. С. 17–35.
Лидов, Ивакин 2010 – Лидов А. М., Ивакин Г. Ю. Сакральное пространство древнего Киева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polit.ru/article/2010/09/10/lidov_ivakin/ (дата обращения: 03.01.2017).
Липатова 2006 – Липатова С. Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. 06.04.2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/060406140841.htm#7 (дата обращения: 06.01.2017).
Лихачёв 1979 – Лихачёв Д. С. Великое наследие. Москва, 1979.
Логвин 1982 – Логвин Г. Н. Киев. По архитектурным памятникам Киева. Москва, 1982.
Малков 1984 – Малков Ю. Г. О датировке росписи церкви архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде // Древнерусское искусство. XIV–XV вв. Москва, 1984. С. 196–225.
Муравьёв 1863 – [Муравьёв А. Н.] Путешествие по святым местам русским. Часть 2. Изд. 5-е. Санкт-Петербург, 1863.
Покровский 1891 – Покровский Н. Благовещение Пресвятой Богородицы в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской. Санкт-Петербург, 1891.
ПСРЛ 1846 – Полное собрание русских летописей. Том 1. Санкт-Петербург, 1846.
Рычка 2008 – Рычка В. М. «Город Ярослава»: символическое содержание летописного образа // Ярослав Мудрый и его эпоха. Москва, 2008. С. 153–166.
Саваренская 1984 – Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Москва, 1984.
Свенцицкая 1996 – Свенцицкая И. С. Апокрифические Евангелия: Исследования, тексты, комментарии. Москва, 1996.
Свенцицкая, Скогорев 1999 – Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях Христовых / Сост., вступ. ст., комм. И. С. Свенцицкой, А. П. Скогорева. Москва, 1999.
Соболева 1968 – Соболева М. Н. Стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. Москва, 1968. С. 7–50.
Тарханова 2016 – Тарханова С. В. Храм святой Ирины // Православная энциклопедия. Том 26. Москва, 2016. С. 487–492. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/674053.html (дата обращения: 24.08.2017).
Топоров 1981 – Топоров В. Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Структура текста – 81. Москва, 1981. С. 53–58.
Тоцкая 1980 – Мозаïки та фрески Софiï Киïвськоï / Сост. И. Ф. Тоцкой. Видання друге. Киïв, 1980.
Тоцкая 1984 – Державний архiтектурно-iсторичний заповiдник «Софiйський музей» / Сост. И. Ф. Тоцкая. Киïв: Мистецтво, 1984.
Уваров 1910 – Уваров А. С. Сборник мелких трудов. Том 1. Москва, 1910.
Хоружий 1995 – Хоружий С. С. Аналитический Словарь Исихастской Антропологии // Синергия. Москва, 1995. С. 42–150.
Выпуск: 3, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 45 — 70
Скачиваний: 1111