Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 07.12.2025
Главная Выпуски журнала 2017 Год Выпуск №2 ТЕМАТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ И СЕМИОТИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ В СОВРЕМЕННОМ ИТАЛЬЯНСКОМ КИНО
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ТЕМАТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ И СЕМИОТИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ В СОВРЕМЕННОМ ИТАЛЬЯНСКОМ КИНО

Орлова Надежда Хаджимерзановна, Кобзева Елена Викторовна

DOI: 10.23951/2312-7899-2017-2-109-124

Информация об авторе:

Орлова Надежда Хаджимерзановна Санкт-Петербургский государственный университет. Доктор философских наук, профессор кафедры культурологии. Менделеевская линия 5, Санкт-Петербург, Россия, 630090. E-mail: nadinor@mail.ru Кобзева Елена Викторовна Санкт-Петербургский государственный университет. Студент Института философии. Менделеевская линия 5, Санкт-Петербург, Россия, 630090. E-mail: lenka-kobza@mail.ru

В статье рассматриваются положение и возможности современного итальянского кинематографа. Под современностью в данном сюжете мы условно понимаем период с 90-х годов XX века до сегодняшнего дня. Таким образом задаются некоторые хронологические координаты, в рамках которых мы можем говорить о тенденциях возрождения итальянского кино как искусства и как коммуникативной системы, у которой есть свои каноны, своя лексика. Семиотическая многозначность визуальных слепков событий, людей, предметов, слов может профанироваться, «облегчаться» в расчёте на «массового потребителя». Тогда мы говорим в категориях утраты, дешевизны замысла. Мы считаем, что сегодня сложился корпус работ, режиссёрских удач, в которых семиотическое насыщение киноязыка позволяет говорить о них в категориях высокого искусства. В настоящей статье поставлен акцент на актуальные тематические преференции современного итальянского кино. К каждой теме мы приводим иллюстрации примерами последнего десятилетия XX века и начала XXI. На наш взгляд, в них режиссёры стремятся устанавливать контакт со зрителем, рассчитывая на культурное единство с публикой, взаимное знание культурных кодов, языка метафор, символов, аллюзий. Рассматривая основные тематические направления современного кинематографа Италии, мы можем говорить о двух генеральных тенденциях, вполне характерных в целом для мирового кинематографа. Во-первых, попытаться сохранить, сберечь всё значительное и талантливое, что было накоплено. Во-вторых, продемонстрировать, что есть темы, которые требуют новых подходов и основательной смелости.

Ключевые слова: семиотика кино, культурные контексты, итальянский кинематограф, история кино, язык кино, Кристиан Метц, Юрий Лотман

Библиография:

Гребенкина 2012 – Гребенкина И. В. Политика Италии в отношении нелегальных мигрантов после «арабской весны»: опыт для России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 1. С. 68–74.

Коршунов 2015 – Коршунов Вс. Молодое итальянское кино // На рубеже веков. Современное европейское кино. Творчество, производство, прокат. Москва, 2015. С. 81–130.

Кривилева 2012 – Кривилева О. Г. Мультикультурализм в европейском кино: стихийный процесс или политический заказ? // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2012. № 1 (8). С. 137–144.

Кудрявцев 1994 – Кудрявцев С. «Маленький Будда». Эстетская историческая драма. 1994. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/review/885023/ (дата обращения: 11.06.2017).

Кудрявцев 2008 – Кудрявцев С. «Здравствуй, ночь». Политическая драма. 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/review/864180/ (дата обращения: 12.06.2017).

Линцбах 1916 – Линцбах Я. Принципы философского языка: Опыт точного языкознания. Петроград, 1916.

Лотман 1973 – Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.

Орлова, Шалагина 2014 а – Орлова Н. Х., Шалагина Е. А. Мозаика мужских типажей в итальянском кинематографе // STUDIA CULTURAE. 2014. № 20. С. 163–175.

Орлова, Шалагина 2014 б – Орлова Н. Х., Шалагина Е. А. Семейный портрет в интерьере итальянского кинематографа // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 2. № 2. С. 105–114.

Орлова, Шалагина 2015 – Орлова Н. Х., Шалагина Е. А. Женский портрет: вариации на тему итальянского кинематографа // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 2 (4). С. 82–93.

Палаева 2015 – Палаева Р. И. О философской и психологической трактовке явления инфантилизма // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–7. С. 1527–1531. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fundamental-research.ru/pdf/2015/2-7/37187.pdf (дата обращения: 12.06.2017).

Плахова 2008 – Плахова Е. Политическая инсталляция. «Гоморра», режиссер Маттео Гарроне; «Диво», режиссер Паоло Соррентино // Искусство и кино. 2008. № 7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2008/077-article6 (дата обращения: 10.06.2017).

Руткевич 2013 – Руткевич Е. Д. «Религиозная исключительность» Италии: социологический ракурс // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/4/sociologiya/rutkevich.pdf (дата обращения: 12.06.2017).

Савельева 2014 – Савельева Е. Н. Европейский кинематограф XX в.: пути утверждения национально-культурной идентичности // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. С. 94–98.

Leirens 1954 – Leirens J. Le Cinéma et le Temps. Paris, 1954.

Metz 1974 – Metz Ch. Film Language: A Semiotics of the Cinema. New York, 1974.

orlova_n._k._109_124_2_12_2017.pdf ( 1.89 MB ) orlova_n._k._109_124_2_12_2017.zip ( 1.87 MB )

Выпуск: 2, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 109 — 124

Скачиваний: 1914

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ