САКРАЛЬНАЯ ТОПИКА РУССКОГО ГОРОДА (2). СОФИЙСКИЙ СОБОР: СИНТАКСИС И СЕМАНТИКА
В этой статье я продолжаю исследование сакральной топики русского города. В статье произведено сравнение синтаксической функции и семантики посвящения Софийских соборов Константинополя и Киева. Определена смысловая связь между ветхозаветным образом Премудрости Божией и композицией восточно-христианского города. Выявлена базовая идея, лежащая в основании планирования города: сверхъестественное покровительство, оказываемое городу в ответ на его посвящение Богу. Это посвящение визуально выражено в сакральном комплексе, состоящем из собора как городской доминанты и ворот в оборонительной городской стене. Произведено различение двух смыслов понятия Премудрости в Писании и Предании: как прямого именования Лица и как дескрипции содержания имени. На этом основании проведён сравнительный анализ «софийных» икон и осуществлена их общая классификация. В процессе выявления связи между сакральными доминантами Иерусалима, Константинополя и Киева установлена их семантическая аналогия. Доказано, что собор Святой Софии в Константинополе имеет то же изначальное посвящение, что и иерусалимский храм Гроба Господня (Анастасис). На основании указанного доказательства делается вывод о синонимичности названных соборов наряду с тождеством их синтаксических позиций в городском тексте.
Ключевые слова: визуальная семиотика, восточное христианство, город, сакральная архитектура, визуальная организация пространства, Софийский собор, синтаксис, семантика, иконография, культурно-семиотический трансфер
Библиография:
Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 1 (7). С. 71–114.
Аверинцев 1971 – Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. Москва, 1971. С. 206?266.
Аверинцев 1994 – Аверинцев С. С. Премудрость в Ветхом Завете // Альфа и Омега. 1994. № 1. С. 25?38.
Аверинцев 2001 – Аверинцев С. С. «Премудрость созда себе дом»: Речь на открытии выставки русских икон в Ватикане 29 июля 1999 года // Новый мир. 2001. № 1. С. 162–168.
Аверинцев 2006 – Аверинцев С. С. Премудрость Божия построила дом (Притчи 9:1), чтобы Бог пребывал с нами: концепция Софии и смысл иконы // Аверинцев С. С. София-Логос. Киев, 2006. С. 536–547.
Айналов, Редин 1899 – Айналов Д., Редин Е. Древние памятники искусства Киева. Софийский собор, Златоверхо-Михайловский и Кирилловский монастыри. Харьков, 1899.
Акентьев 1995 – Акентьев К. К. Мозаики киевской Св. Софии и «Слово» митрополита Илариона в византийском литургическом контексте // Византинороссика: Труды Санкт-Петербургского Общества византийско-славянских исследований. Вып. 1: Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Санкт-Петербург, 1995. С. 75–94.
Алпатов 1977 – Алпатов М. В. Фрески церкви Успения на Волотовом поле / Фотографии Л. А. Мацулевича. Москва, 1977.
Антыпко 2012 – Антыпко М. И. К проблеме возникновения развитой иконографии «Спас Благое Молчание» // XI Филевские чтения. Материалы научной конференции. Москва, 2012. С. 3–5.
Арсений 1898 – Арсений, еп. Филофея, патриарха Константино-польского XIV в., три речи к епископу Игнатию с объяснением притчей: Премудрость созда себе дом. Новгород, 1898.
Асеев 1984 – Асеев Ю. С. Зодчество древнего Киева Х–ХIII вв. в контексте мирового архитектурного процесса // Древнерусский город. Киев, 1984. С. 5–10.
Афонасин 2002 – Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства / Пер., предисл., комм. Е. В. Афонасина. Санкт-Петербург, 2002.
Афонасин 2008 – Афонасин Е. В. Гносис. Фрагменты и свидетельства. Санкт-Петербург, 2008.
Береговой, Голиченко 1989 – Береговой Н. Н., Голиченко Т. С. Греческая культура и отечественная философская мысль времён средневековья // Философская и социологическая мысль. 1989. № 3. С. 111–113.
Болотов 1994 – Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Том 2. Москва, 1994.
Брунов 1940 – Брунов Н. И. К вопросу о самостоятельных чертах русской архитектуры Х–ХII вв. // Русская архитектура. Москва, 1940. С. 106–126.
Булкин 1985 – Булкин В. А. Древнерусское зодчество в оценке летописи // Труды Отдела древнерусской литературы. Том. 38. Ленинград, 1985. С. 210–214.
Бычков 1989 – Бычков В. В. Традиция символизма в древнерусской эстетике // Византия и Русь. Москва, 1989. С. 133–138.
Ваганова 2004 – Ваганова Н. А. С. Н. Булгаков – «византийский гуманист» ХХ века (иконография Софии Премудрости и софиология С. Н. Булгакова) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2. 2004. № 2. С. 190–231.
Вагнер 1980 – Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве ХIV–ХV веков. Москва, 1980.
Ванеян 2010 – Ванеян С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. Москва, 2010.
Веретенников 1997 – Макарий (Веретенников), архим. Инок Зиновий Отенский – новгородский богослов XVI века // Альфа и Омега. 1997. № 1 (12). С. 134-156.
Вздорнов 1973 – Вздорнов Г. И. О первоначальной росписи Волотовской церкви // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура: Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. Москва, 1973. С. 281–295.
Вздорнов 1989 – Вздорнов Г. И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. Москва, 1989.
Воронин 1961 – Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХII–ХV веков. Том 1: ХII столетие. Москва, 1961.
Воскобойников 2014 – Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство (300–1300): Очерк христианской культуры Запада. Москва, 2014.
Выголов 1994 – Выголов В. П. Надвратные храмы древней Руси (проблемы эволюции и происхождения) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Столица и провинция. Москва, 1994. С. 3–36.
Вятчанина 1984 – Вятчанина Т. Н. О значении образца в древнерусской архитектуре // Архитектурное наследство. Вып. 32. Москва, 1984. С. 26–31.
Гашенко 2016 – Гашенко А. Е. Семантика целостности архитектурно-градостроительной морфологии городского центра // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 2 (8). С. 82–96.
Генисаретский 2015 – Генисаретский О. И. Иерусалимская анатопия // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 2 (4). С. 126–131.
Горский 1989 – Горский В. С. Образ мира в Софии Киевской // Философская и социологическая мысль. 1989. № 6. С. 62–70.
Громов 1996 – Громов М. Н. Образ Софии Премудрости Божией как символ древней Руси // Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI–XVII века. Москва, 1996. С. 46–56.
Гуляницкий 1993 – Древнерусское градостроительство Х–ХV веков / Общ. ред. Н. Ф. Гуляницкого. Москва, 1993.
Гуран 2009 – Гуран П. Константинополь – Новый Иерусалим на пересечении священного пространства и политического богословия // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / Ред. А. М. Лидов. Москва, 2009. С. 35–57.
Дионисий 2002 – Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника / Пер. Г. М. Прохорова. Санкт-Петербург, 2002.
Евдокимов 2007 – Евдокимов П. Искусство иконы: Богословие красоты. Клин, 2007.
Евсеева 1982 – Евсеева Л. М. Две символические композиции в росписи ХIV в. монастыря Зарзма // Византийский временник. Том 43. Москва, 1982. С. 134–146.
Инишев, Бедаш 2016 – Инишев И. Н., Бедаш Ю. А. Визуальное, социальное, образное: зрительное восприятие как фактор современной культуры // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 1 (7). С. 9–25.
Иоанн Дамаскин 1997 – Преп. Иоанн Дамаскин. Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / Пер., комм. свящ. М. Козлова, Д. Е. Афиногенова. Москва, 1997.
Иоанн Дамаскин 2002 – Преп. Иоанн Дамаскин. Творения. Источник знания / Пер., комм. Д. Е. Афиногенова и др. Москва, 2002.
Ириней 1996 – Св. Ириней Лионский. Творения. Москва, 1996.
Климент 1980 – Климент Смолятич. Послание пресвитеру Фоме // Памятники литературы древней Руси. XII век. Москва, 1980. С. 282–289.
Князев 1999 – Князев А., прот. Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом Завете // Альфа и Омега. 1999. № 3 (21). С. 17–40.
Комеч 1987 – Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца Х – начала ХII в. Москва, 1987.
Кондаков 1884 – Кондаков Н. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1884.
Кондаков 1905 – Кондаков Н. Лицевой иконописный подлинник. Издание Высочайше учреждённого Комитета попечительства о русской иконописи. Том 1: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Санкт-Петербург, 1905.
Лазарев 1986 – Лазарев В. Н. История византийской живописи. Москва, 1986.
Леонид 1889 – Памятники древней письменности и искусства. Вып. 78: Сказание о Святой Софии Цареградской. Памятник древней русской письменности исх. ХII века. По рукописи исх. ХIV века / Изд. подг. архимандрит Леонид. Санкт-Петербург, 1889.
Лидов 1989 – Лидов А. М. Образ «Христа-архиерея» в иконографической программе Софии Охридской // Византия и Русь. Москва, 1989. С. 65–90.
Лидов 2006 – Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Москва, 2006. С. 9–31.
Лидов 2009 – Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009.
Лихачёв 1956 – Лихачёв Д. С. Средневековый символизм в стилистических системах древней Руси и пути его преодоления (к постановке вопроса) // Академику Виктору Владимировичу Виноградову к его шестидесятилетию: Сборник статей. Москва, 1956. С. 165-171.
Лихачёв 1979 – Лихачёв Д. С. Великое наследие. Москва, 1979.
Лосев 1989 – Лосев А. Ф. История античной философии. Москва, 1989.
Лосев 1992 – Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Москва, 1992.
Максимов 1976 – Максимов П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. Москва, 1976.
Новик 2010 – Вениамин (Новик), игумен. Софиологическое понимание Богородицы в русской религиозно-философской мысли // Софиология. Москва, 2010. С. 16–23.
Ориген 2003 – Ориген. Комментарии на Евангелие от Иоанна / Пер. с греч., введ., прим. А. Г. Дунаева // Богословские труды. Сб. 38. Москва, 2003. С. 97-119.
Покровский 1910 – Покровский Н. В. Памятники христианской архитектуры, особенно русские. Санкт-Петербург, 1910.
Прашков 1975 – Прашков Л. Хрелева башня Рильского монастыря и её стенопись // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. Москва, 1975. С. 147–171.
Прокопий 1939 – Прокопий Кесарийский. О постройках / Пер. С. П. Кондратьева // Вестник древней истории. 1939. № 4. С. 201–298.
Прохоров 1985 – Прохоров Г. М. Послание Титу-иерарху Дионисия Ареопагита в славянском переводе и иконография «Премудрость созда себе дом» // Труды Отдела древнерусской литературы. Том 38. Ленинград, 1985. С. 7–41.
Саваренская 1984 – Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальные периоды. Москва, 1984.
Савельев 1988 – Савельев Ю. Р. Византийская архитектурная традиция и русское зодчество конца Х – начала XII вв. // Древний и средневековый Восток. Часть 2. Москва, 1988. С. 319–340.
Саврей 2005 – Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. Москва, 2005.
Седов 2001 – Седов В. Собор святой Софии в Константинополе [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.projectclassica.ru/v_o/01_2001/1_2001_o3.htm (дата обращения: 13.05.2016).
Сидоров 1987 – Сидоров А. И. Гностическая философия истории (каиниты, сефиане и архонтики у Епифания) // Палестинский сборник. Вып. 29 (92). Ленинград, 1987. С. 41–56.
Сидорова 1971 – Сидорова Т. А. Волотовская фреска «Премудрость созда себе дом» и её отношение к новгородской ереси стригольников в XIV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Том 26. Ленинград, 1971. С. 212-231.
Спешилова 2016 – Спешилова Е. И. Интерпретация имени Аристотель в аналитической философии // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. Т. 10. Вып. 2. С. 483–489.
Тверской 1953 – Тверской Л. М. Русское градостроительство до конца ХVII века. Планировка и застройка русских городов. Москва, Ленинград, 1953.
Трубецкой 1993 – Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках // Философия русского религиозного искусства ХVI–ХХ вв. Москва, 1993. С. 195–219.
Флоренский 1990 – Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Москва, 1990.
Флоровский 1995 – Флоровский Г., прот. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси // Альфа и Омега. 1995. № 1 (4). С. 145–161.
Фрейберг 1974 – Фрейберг Л. А. Византийская поэзия IV–Х вв. и античные традиции // Византийская литература. Москва, 1974. С. 24–76.
Якобсон 1987 – Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры IХ–XV вв. Византия. Греция. Южнославянские страны. Русь. Закавказье. Ленинград, 1987.
Яковлева 1977 – Яковлева А. И. «Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. Москва, 1977. С. 388–404.
Выпуск: 3, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 25 — 81
Скачиваний: 1112