СОЗЕРЦАНИЕ И ОБЩЕНИЕ: ДВЕ ПАРАДИГМЫ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ
Представлен сравнительный онтологический, богословский и культур-философский анализ отношения созерцания и общения как двух фундаментальных активностей в сфере религиозного опыта человека. Показано, что преобладание той или другой из этих активностей служит ключевой структурной характеристикой духовных традиций и практик. В призме данного анализа заново рассматривается соотношение исихазма, а также паламитского богословия энергий, и неоплатонизма, приводятся новые аргументы в пользу коренного различия этих духовных школ. Феномен созерцания Фаворского Света на высших ступенях исихастской практики интерпретируется в свете его связи с евангельским событием Преображения Христа. Эта связь, утверждаемая исихастами и признанная на соборах Православной Церкви, позволяет опознать в исихастском опыте особый род созерцания, недоступный античным и другим традициям созерцательной мистики: на поверку, это не только и не столько созерцание, сколько общение как специфическая модальность личного бытия, Личности, что была открыта в христианском опыте. Я называю это созерцание общение «созерцанием по образу и подобию Преображения» и кратко описываю его.
Ключевые слова: исихазм, неоплатонизм, общение, созерцание, личность, Преображение, Фаворский Свет
Библиография:
Адо 1991 – Адо П. Плотин, или Простота взгляда / Пер. с фр. Е. Штофф. Москва, 1991.
Говорун 2014 – Кирилл (Говорун), архим. Трудности перевода: читая Предание в эпоху постмодерна // Предание и перевод. Успенские Чтения. Киев, 2014. С. 83–91.
Григорий Палама 1995 – Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих / Пер. В. Вениаминова. Москва, 1995.
Макарий 2002 – Преп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. graec. 694) / Изд. подг. А. Г. Дунаев. Москва, 2002.
Мейендорф 1997 – Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. Санкт-Петербург, 1997.
Плотин 1995 – Плотин. Сочинения. Санкт-Петербург, 1995.
Реутин 2011 а – Реутин М. Ю. Мистическое богословие Майстера Экхарта: Традиция платоновского «Парменида» в эпоху позднего Средневековья. Москва, 2011.
Реутин 2011 b – Реутин М. Ю. «Христианский неоплатонизм» XIV века: Опыт сравнительного изучения богословских доктрин Иоанна Экхарта и Григория Паламы. Парижские диспутации Иоанна Экхарта. Москва, 2011.
Софроний 1991 – Софроний, иеромонах. Старец Силуан. Москва, 1991.
Хоружий 2011 – Хоружий С. С. Актуальные проблемы изучения исихазма // Труди Киïвскоï Духовноï Академiï. 2011. № 15. С. 41–62.
Хоружий 2012 а – Хоружий С. С. Актуальные проблемы изучения исихазма // Хоружий С. С. Исследования по исихастской традиции. Том 2. Санкт-Петербург, 2012. С. 416–444.
Хоружий 2012 b – Хоружий С. С. О школах мистики и культуре полемики // Вопросы философии. 2012. № 8. С. 166–176.
Хоружий 2013 – Хоружий С. С. Свет Плотинов и Свет Фавора: мистика Света в неоплатонизме и исихазме // Иеротопия Огня и Света в культуре византийского мира / Ред. А. М. Лидов. Москва, 2013. С. 37–44.
Ware 1977 – Ware Kallistos, Archim. The Debate about Palamism // Eastern Churches Review. 1977. Vol. IX.
Williams 1977 – Williams R. D. The Philosophical Structures of Palamism //Eastern Churches Review. 1977. Vol. IX.
Выпуск: 3, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ДОКЛАДЫ
Страницы: 11 — 27
Скачиваний: 1217