ЭКСПРЕССИОНИЗМ VS ДАДАИЗМ: ДВА ОБРАЗА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТРАГЕДИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
2014 год – столетняя годовщина начала Первой мировой войны – Великой войны, La Grand guerre. Это была война, искалечившая не только тела, но и культурное сознание европейцев. Искусство – это та сфера культуры, которая наиболее остро предчувствует и отражает все цивилизационные изменения. На события Первой мировой войны оно откликнулось авангардом. Среди многообразия авангардных направлений было два (экспрессионизм и дадаизм), которые сильнее остальных среагировали на экзистенциальную составляющую этих процессов. Цель данного сообщения – показать два опыта авангардного искусства начала ХХ века (экспрессионизм и дадаизм) как два типа реакции культурного сознания на экзистенциально калечащие события войны. По мнению автора, реакции этих художественных направлений были диаметрально противоположны – трагическая схватка с реальностью со стороны экспрессионизма и эскапизм и отрицание реальности со стороны дадаизма.
Ключевые слова: экспрессионизм, дадаизм, Первая мировая война
Библиография:
Базилевский 1999 – Базилевский А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума. Москва, 1999. С. 33–46.
Бычков 2003 – Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / Под ред. В. В. Бычкова. Москва, 2003.
Герман 2003 – Герман М. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. Санкт-Петербург, 2003.
Максимов 1999 – Максимов В. Критика и авангард // Новое литературное обозрение. 1999. № 1 (39). С. 333–336.
Сануйе 1999 – Сануйе М. Дада в Париже. Москва, 1999.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ДОКЛАДЫ
Страницы: 84 — 90
Скачиваний: 1314