Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 12.11.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №4 МИНЕРВА И ЯНУС: СИМВОЛЫ ПОКЛОНЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫМ ЭФФЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

МИНЕРВА И ЯНУС: СИМВОЛЫ ПОКЛОНЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫМ ЭФФЕКТАМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна, Мелик-Гайказян Мария Вигеновна

DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-172-193

Информация об авторе:

Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна, Томский государственный педагогический университет. Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой кафедры истории и философии науки, руководитель научно-образовательного центра теории образования. Ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: melik-irina@yandex.ru Мелик-Гайказян Мария Вигеновна, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Кандидат экономических наук, доцент отделения социально-гуманитарных наук. Ул. Ленина 30, Томск, Россия, 634050. E-mail: mvmelik@mail.ru

В статье акцентирована одна из сущностных черт образования – адаптация человека к символизму социальной действительности. Современную трансформацию социальной действительности сопровождают образовательные эксперименты, предпринимаемые ведущими университетами. Сопряженность социальных и образовательных трансформаций, выраженная в двух экспериментах, подвергнута семиотической диагностике. Дано обоснование процедурам семиотической диагностики на основе трактовки характеристик информации в качестве критериев самоорганизации сложных открытых систем. Зафиксировано, что указанное обоснование получено в рамках натуральной философии и преодолено на основе биоэтики, а именно на основе трактовки биоэтики как дискурсивного символизма, в котором апробирован способ интерпретации инвариантных правил с позиции вариативных и ситуативных предпочтений личности. В процедуры семиотической диагностики входят: 1) выяснение всех «симптомов», то есть того множества знаков, которое присутствует в анализируемом эффекте; 2) выяснение «синдромов» – операторов, отобранных для реализации целей участников анализируемого эффекта; 3) выяснение целей, которые формируют анализируемый эффект; 4) сопоставление «анамнезов» анализируемых эффектов для выяснения прецедентов (или беспрецедентности) исследуемой ситуации. Процедуры: (1) есть выяснение семантики эффекта, (2) – синтаксис эффекта, (3) – прагматика эффекта, а (4) представляет собой сам «диагноз». Определены границы применения разработанных процедур. К пределам применимости отнесено требование формализации проявления эффекта в четырехмерном пространстве. Именно в таком пространстве существуют модели биоэтики и парадигмы образования. Семиотической диагностике были подвергнуты новации, представленные университетом Минерва и проектом (в статье он именован – Янус) университета Стэнфорд. Установлено, что эти про екты представляют эксклюзивное по скорости образование-путешествие, связующее культурные ландшафты с разными «климатическими» режимами когнитивного менеджмента, для получения не столько знаний, сколько мудрости, выраженной в приобретении сочетания опыта самостоятельной генерации знания и опыта реализации этого знания в разных социокультурных контекстах. Поставленный диагноз вынесен в заголовок статьи.

Ключевые слова: семиотическая диагностика, процедуры семиотической диагностики, характеристики информации, эффективность, фазы самоорганизации, позиции биоэтики, технологии визуализации в образовании

Библиография:

Апресян 2008 – Апресян Р. Г. Ценностные парадигмы воспитания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. № 1. С. 89–94.

Витч 1994 – Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 67–72.

Как получить степень бакалавра в Мичиганском университете 1973 – Как получить степень бакалавра в Мичиганском университете // Америка. 1973. № 203. С. 30–33.

Лангер 2000 – Лангер С. Философия в новом ключе (исследование символики разума, ритуала и искусства). Москва: Республика, 2000.

Левитин 2019 – Левитин Д. Организованный ум. Как мыслить и принимать решение в эпоху информационной перегрузки. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019.

Матвеева, Мелик-Гайказян 2009 – Матвеева О. Ю., Мелик-Гайказян И. В. Путешествие как оператор культуры // Системные исследования культуры. Санкт-Петербург. 2009. С. 556–572.

Мелик-Гайказян 2018 – Мелик-Гайказян И. В. Диагностика моделей биоэтики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 45. С. 75–82.

Мелик-Гайказян 2012 – Мелик-Гайказян И. В. Memory-turn: проявленная биоэтикой бренность интеллектуальных традиций // Идеи и идеалы. 2013. Т. 1. № 1. С. 49–63.

Мелик-Гайказян 2009 – Мелик-Гайказян И. В. Идея процесса и проблема измерения // Эпистемология и философия науки. 2009. Т. 20. № 2. С. 127–141.

Мелик-Гайказян, Мелик-Гайказян, Тарасенко 2001 – Мелик-Гайказян И. В., Мелик-Гайказян М. В., Тарасенко В. Ф. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2001.

Мелик-Гайказян 1998 – Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. Москва, 1998.

Миф, мечта, реальность 2005 – Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры. Москва: Научный мир, 2005.

Найман 2014 – Найман Е. А. Античная медицинская симптоматология и современная семиотическая теория // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. Т. 8. № 1. С. 473–479.

Первушина, Осетрин 2017 – Первушина Н. А., Осетрин К. Е. Нейропедагогика как выражение символизма биоэтики // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2. С. 198–208.

Пинкер 2018 – Пинкер С. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня. Москва: Альпина Нон-фикшн, 2018.

Пушкин 1974 – Пушкин А. С. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Стихотворения 1825–1836. Москва: Худож. лит. 1974. С. 479.

Уайтхед 1999 – Уайтхед А. Н. Символизм, его смысл и воздействие. Томск: Водолей, 1999.

Флорида 2007 – Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Москва: Издательский дом «Классика-XXI», 2007.

Юдин 2011– Юдин Б. Г. Человек как объект технологического воздействия // Человек. 2011. № 3. С. 5–20.

Ясвин 2001– Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001.

Anaissie et al. 2019 – Anaissie T., Burgess-Auburn Ch., Carter C., Doorley S., Feiber J., Goel A., Cray S., Harte S. Y., Kelley D., Munro J., Schmutte K., Creenberg S. S. Uncharted Territory: A Guide To Reimagining Higher Education. 2019. «Stanford D. School».

Arbib 2004 – Arbib M. The mirror system hypothesis. Linking language to theory of mind // Behavioral Brain Sciences. 2004. V. 16. P. 15–28.

Archibald 2019 – Archibald M. M., Ambagtsheer R. C., Casey M. G., Lawless M. Using Zoom Videoconferencing for Qualitative Data Collection: Perceptions and Experiences of Researchers and Participants // International Journal of Qualitative Methods, 2019, 18, p. 1609406919874596.

Building the intentional university 2018 – Building the intentional university: Minerva and the future of higher education. Edited by Stephen M. Kosslyn, Ben Nelson. MIT Press. 2018.

Emanue, Emanuel 1992 – Emanuel E., Emanuel L. Four Models of the Physician-Patient Relationship // Journal of the American Medical Association. 1992. April 22. Vol. 267, No. 16. P. 2221–2226.

Kosslyn 2010 – Kosslyn S. M. Wet mind: The new cognitive neuroscience. – Simon and Schuster, 2010.

McCoy 2015 – McCoy K. Using Zoom, Cloud Based Video Web Con­ferencing System: to Enhance a Distance Education Course and/or Program. In D. Rutledge & D. Slykhuis (Eds.), Proceedings of SITE 2015 – Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. Las Vegas, NV, United States: Association for the Advancement of Computing in Education (AACE). 2015. P. 412–415.

Mucinskas, Gardner 2013 – Mucinskas D., Gardner H. Educating for good work: From research to practice // British Journal of Educational Studies, 2013, 61(4). P. 453–470.

Nathan 2006 – Nathan R. My freshman year: What a professor learned by becoming a student. Penguin Books. 2006.

Penprase 2018 – Penprase B. E. The fourth industrial revolution and higher education. In: Higher education in the era of the fourth industrial revolution. Singapore. Palgrave Macmillan. 2018. P. 207–229.

Pervushina 2018 – Pervushina N. A. Neuropedagogy and Bioethics’ Symbolism: a Place in Knowledge Management // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2018. XXXV. P. 1048–1056.

Rizzolatti et al. 1996 – Rizzolatti G., Fadiga L., Gallese V., Fogassi L. Premotor cortex and the recognition of motor actions // Cognitive brain research. 1996. Vol. 3. № 2. P. 131–141.

Rizzolatti, Craighero 2004 – Rizzolatti G., Craighero L. The mirror-neuron system // Annu. Rev. Neurosci. 2004. V. 27. P. 169–192.

Rozentale, Livina 2017 – Rozentale S., Livina A. Qualitative Assessment in Higher Education // International Journal of Education and Learning Systems. 2017. Vol. 2. P. 39–46.

Whitehead 1929 – Whitehead A. N. Process and Reality. N. Y. The Macmillan Company, 1929.

melik-gaykazyan_i._v._172_193_4_22_2019.pdf ( 364.46 kB ) melik-gaykazyan_i._v._172_193_4_22_2019.zip ( 355.77 kB )

Выпуск: 4, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 172 — 193

Скачиваний: 1854

Дополнительная информация: Исследование проведено в рамках выполнения темы № 35.5601.2017/БЧ Госзадания

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ