Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 12.11.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №4 ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ И ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ И ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Червонный Михаил Александрович

DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-235-250

Информация об авторе:

Червонный Михаил Александрович, Томский государственный педагогический университет. Кандидат педагогических наук, директор центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования. Ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: mach@tspu.edu.ru

Статья посвящена роли и функциям визуального мышления в контексте современного физико-математического образования. Визуальное мышление выступает неотъемлемой составляющей мыслительного процесса представителей точных и естественно-научных наук. В связи с этим, а также с возрастанием визуализации среды в учебной, профессиональной и личностной сферах деятельности человека, расширением информационных потоков современного мира, воздействующих на человека, актуализируется современная роль и возможности семиотических ресурсов математики и физики. Обозначены перспективы визуального моделирования с помощью математических и физических моделей, мысленного эксперимента для построения образов, рефлексии и последующего оперирования. Исходя из анализа отечественной и зарубежной исследовательской литературы, автор соглашается с обоснованием и приводит собственные доводы о необходимости разработки расширенной теории и практики семиотической компоненты образования. Семиотика расширяет смысл как теоретической, так и практической части математического и естественно-научного образования. В статье уделено внимание анализу разработок новых подходов реализации семиотической компоненты современного образования при обучении школьников и подготовке педагогов математического и физического профилей. Для обучения школьников это направление должно осуществляться посредством их включения в образовательные практики, основанные на реальных ситуациях профессиональной деятельности специалистов, занимающихся непосредственно математикой, физикой и их приложениями. Для педагогов подход основан на визуализации деятельности будущих педагогов в разрешении на практике проблем специально подобранных учебных профессионально ориентированных ситуаций. В этой связи выделены и обоснованы приоритетные направления развития семиотической компоненты для физико-математического образования. На основе понятий визуального мышления, а также приведенного обоснования необходимости визуального моделирования в обучении школьников и соответствующей этому подготовки будущих педагогов выделены и рассмотрены два основных процесса становления педагога (которые являются и функциями его профессиональной деятельности): интериоризация и моделирование. В статье представлен вариант систематизации семиотической компоненты компетенций профессиональной деятельности будущих педагогов физико-математического образования. Разработка семиотической компоненты компетенций профессиональной деятельности будущих педагогов приводится на таких элементах компетенции, как знания, умения, ценности и отношения, преобладающие способы реализации. Освоение компетенций визуализации учебно-профессиональной информации будущими педагогами должно содействовать повышению качества их профессиональной подготовки, обеспечить их готовность к собственной образовательной деятельности в актуализированных региональных, в том числе инновационных, практиках, к проектированию эффективной учебной деятельности обучающихся в визуальном пространстве.

Ключевые слова: визуальное мышление, семиотические ресурсы, семиотический компонент компетенции педагога, обучение физике и математике, моделирование, мысленный эксперимент

Библиография:

Аванесов С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1. С. 10–22.

Акуленко И. А. Семиотический компонент методической компетенции будущего учителя математики // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 1 (2). С. 74–76.

Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. Москва, 1981. С. 97–107.

Ахутина Т. В. Л. С. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2004. № 3. С. 41–56.

Блейк С., Пейп С., Чошанов М. А. Использование достижений нейропсихологии в педагогике США / Пер. с англ. // Педагогика. 2004. № 5. С. 85–90.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва, 1991.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Том 1. Москва, 1982.

Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998.

Далингер В. А. Обучение математике на основе когнитивно-визуального подхода // Вестник Брянского госуниверситета. 2011. № 1. С. 297–303.

Ермаков С. В., Попов А. А., Аверков М. С. и др. Развитие математического мышления в практиках открытого образования. Москва, 2017.

Ефимов В. С., Лаптева А. В., Ермаков С. В. и др. Возможные миры или создание практики творческого мышления: пособие для преподавателей. Москва, 1994.

Комаров Б. А. Элементы семиотического подхода в моделировании при обучении физике в современной школе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14697 (дата обращения: 20.06.2018).

Кретов П. В. Символика мысленного эксперимента: философско-антропологический аспект // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2014. № 1. С. 33–51.

Мелик-Гайказян И. В. Парадокс профана: характеристика времени доминирования визуального символизма // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 4. С. 49–64. DOI: 10.23951/2312-7899-2017-4-49-64

Мелик-Гайказян И. В. Семиотика образования, или «Ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем // Идеи и Идеалы. 2014. № 4. Т. 1. С. 14–27. DOI: 10.17212/2075-0862-2014-4.1-14-27

Оакли Б. Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее / Пер с англ. Москва, 2016.

Роэм Д. Бла-бла-бла. Что делать, когда слова не работают / Пер. с англ. Москва, 2012.

Самарский А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование. Идеи, методы, примеры. Москва, 2005.

Стёпин В. С., Абушенко В. Л., Голдберг Ф. И. Эксперимент мысленный // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7006 (дата обращения: 22.06.2018).

Тарасенкова Н. А. Реализация семиотического подхода в математическом образовании // Synergetics and Reflection in Mathematics Educanion. September 10–12, 2010, Bachinovo, Bulgaria. C. 307–313.

Червонный М. А. Дополнительное физико-математическое образование как условие развития одаренности детей // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 198–202. DOI: 10.17223/15617793/425/26.

Червонный М. А. Наставничество в построении концепции педагогического сопровождения будущих педагогов в интеграционных процессах систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования // Научно-педагогическое обозрение. 2017. Вып. 3. С. 16–23. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-16-23

Щетников А. И. Мысленный эксперимент и рациональная наука: Пособие для преподавателей физики в средней школе. Москва, 1993.

Danielsson K. Modes and meaning in the classroom – The role of different semiotic resources to convey meaning in science classrooms Kristina Danielsson // Linguistics and Education. 2016. Vol. 35. P. 88–99. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0898589816300675?via%3Dihub (дата обращения: 19.06.2018).

Makarova E. A. Visual Culture in Educational Environment and Innovative Teaching Technologies // Universal Journal of Management. 2016. No. 4 (11). P. 621–627. URL: http://www.hrpub.org/ (дата обращения: 21.06.2018). DOI: 10.13189/ujm.2016.041104

Makarova E. A., Makarova E. L., Varaks A. M. Education process visualization in metacognition development and sustainability // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2017. Vol. 5. No. 2. P. 65–74. URL: http://www.ijcrsee.com/index.php/ijcrsee (дата обращения: 21.06.2018). DOI:10.5937/IJCRSEE1702065A

O’Halloran K. L. The language of learning mathematics: A multimodal perspective // The Journal of Mathematical Behavior. 2015. No. 40. P. 63–74. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0732312314000534?via%3Dihub (дата обращения: 19.06.2018).

Vile A. What can semiotics do for mathematics Education // Advances in Mathematics Education. 2009. P. 87–102. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14794809909461548 (дата обращения: 20.06.2018).

chervonnyy_m._a._235_250_4_18_2018.pdf ( 332.88 kB ) chervonnyy_m._a._235_250_4_18_2018.zip ( 322.13 kB )

Выпуск: 4, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 235 — 250

Скачиваний: 1839

Для цитирования:


© 2025 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ